Почему США согласились на запуск «Северного потока – 2»

Так восстанавливают отношения с Германией, говорят аналитики
Газораспределительный центр магистрального газопровода «Северный поток-2» в городе Любмин в Германии
Газораспределительный центр магистрального газопровода «Северный поток-2» в городе Любмин в Германии / Дмитрий Лельчук / РИА Новости

Что случилось

США и Германия заключили соглашение об основных условиях функционирования газопровода «Северный поток – 2».

Как сообщила в среду, 21 июля, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, поставки энергоносителя «не должны использоваться для давления на Украину и страны ЕС». В противном случае ЕС введет новые санкции против России.

Ключевым пунктом соглашения является обязательство Берлина добиваться продления не менее чем на 10 лет истекающего в 2024 г. договора на транзит российского газа через Украину. Берлин и Вашингтон, по данным The Wall Street Journal, «постараются сделать так», чтобы Украина продолжала получать от РФ ежегодно около $3 млрд платежей за транзит газа.

Германия и США также договорились инвестировать $50 млн в развитие на Украине зеленых технологий, включая возобновляемые источники энергии и связанные с ними отрасли.

Что это значит

Соглашение фактически снимает все вопросы относительно запуска нового экспортного газопровода из РФ в ЕС, гарантируя невмешательство США, ранее активно пытавшихся остановить реализацию проекта.

Как США боролись с СП-2

США ввели несколько пакетов санкций против компаний и организаций, участвовавших в строительстве «Северного потока – 2», и их менеджеров, угрожая заморозкой счетов, транзакций и ограничением въезда в США. Из-за санкционного давления в 2019 г., когда уже было проложено более 90% трубопровода, из проекта вышла швейцарская Allseas, суда которой обеспечивали укладку. После этого «Северный поток – 2» застопорился на год. В 2021 г. было объявлено о новых санкциях в отношении любых организаций, которые так или иначе содействуют строительству, после чего проект покинуло почти два десятка европейских компаний. Но прокладка продолжалась силами двух российских судов – «Фортуны» и «Академика Черского». 

Сразу после заявлений Нуланд вечером 21 июля кабинет министров Германии сообщил, что канцлер Ангела Меркель провела телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которого обсуждались минские соглашения (призваны урегулировать вооруженный конфликт на востоке Украины), транзит газа через территорию Украины и проект «Северный поток – 2».

Еще чуть позже на сайте Кремля появилось сообщение: Путин и Меркель удовлетворены приближающимся к завершению строительством газопровода «Северный поток – 2». Стороны также обсудили возможность продления соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» о транспортировке газа через украинскую территорию и после 2024 г.

Почему сейчас

США признали тактическое поражение. 20 июля глава пресс-службы госдепартамента США Нед Прайс официально заявил, что американские санкции «не смогли остановить прокладку газопровода». По его словам, администрация президента США Джо Байдена продолжает выступать против реализации этого проекта, но решила отказаться от дальнейших санкций, в том числе «ради восстановления отношений с Германией».

Научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин отмечает, что международная политика Байдена направлена на смягчение противоречий и этим отличается от бескомпромиссной линии предыдущего лидера страны Дональда Трампа. По его словам, последний вел протекционистскую политику, «стремясь укрепить энергетическое влияние США в Европе и не считаясь с мнением союзников». Байден же, отмечает Кошкин, ведет себя куда более прагматично, идет на уступки Берлину. «Германия, как союзник и партнер с большим весом, пусть и неравноправный, представляет для Вашингтона куда больший приоритет, чем Украина. И это не подлежит сомнению. Поэтому США будут больше исходить из интересов Германии», – говорит Кошкин.

Василий Кашин из НИУ ВШЭ отмечает, что сегодня именно от помощи США и Германии в большей степени, чем от других стран, зависит Украина и именно они оказывают на нее наиболее сильное влияние. Поэтому принятые договоренности он считает логичными. При этом эксперт уверен, что сторонам этого соглашения удастся «добиться своего» – склонить Россию к продлению контракта с Украиной на транзит газа.

«Если обеспечить стабильные поступления транзитных платежей [для Украины] за российский газ в случае успешной реализации «Северного потока – 2» будет проблематично, то Германия должна будет взять на себя бремя финансовой поддержки этого государства», – говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

Кому это выгодно

«Газпром», как поставщик газа, существенно улучшит свои возможности по сбыту. «Северный поток – 2» – газопровод мощностью 55 млрд куб. м газа в год, идущий из России в Германию по дну Балтийского моря в обход Прибалтики и Польши.

Белова отмечает, что нынешние высокие цены на газ в основных регионах его потребления делают вполне рентабельной поставку американского СПГ как в Европу, так и в Азиатско-Тихоокеанский регион. В июне средняя спотовая цена газа на крупнейшем в Европе нидерландском хабе TTF составляла $350 за 1000 куб. м.

Но себестоимость американского СПГ (добыча, сжижение, регазификация) с учетом его доставки на север Европы – $300 за 1000 куб. м, добавляет аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. Разумеется, себестоимость газа «Газпрома» в Европе в разы ниже, отмечает он. Трубопроводный газ с месторождения Бованенково на Ямале в Европе (с учетом экспортной пошлины и транспортировки внутри ЕС) – это $150 за 1000 куб. м, уточняет Белова. И у «Газпрома» на текущем рынке гораздо большие возможности для ценовой гибкости, чем у поставщиков СПГ из США, резюмирует Капитонов.

Белова отмечает, что импорт СПГ в Европу из разных частей мира с апреля 2021 г. последовательно снижается: даже по сравнению с январем – июнем ковидного 2020 года, когда рынок отказывался от американского СПГ на фоне отсутствия спроса на энергоноситель, за аналогичный период этого года поставки американского СПГ в Европу упали на 7%. Суммарно с начала года в ЕС было поставлено почти 44 млн т СПГ, из них американского – 12 млн т.

4 июня президент России сообщил о завершении прокладки первой нитки трубопровода «Северный поток – 2», укладку второй планируется завершить в августе 2021 г.

Газораспределительный центр магистрального газопровода «Северный поток-2» в городе Любмин в Германии