«Северный поток – 2» достроили?

И еще четыре вопроса про главный газовый проект России
Волзможно, уже в текущем году газопровод заработает полноценно <br>
Волзможно, уже в текущем году газопровод заработает полноценно
/ Евгений Разумный / Ведомости

1. Что такое «Северный поток – 2» и кому он нужен?

«Северный поток – 2» (СП-2) – строящийся экспортный газопровод, идущий из России в Германию по дну Балтийского моря. Помимо РФ и ФРГ проходит в территориальных водах Финляндии, Швеции и Дании. Состоит из двух ниток более 1200 км каждая суммарной мощностью 55 млрд куб. м газа в год, что равно мощности «Северного потока». Стоимость проекта оценивалась в 9,5 млрд евро.

Газопровод существенно увеличит потенциал поставок трубопроводного газа из России в Европу. В прошлом году, по данным «Газпрома», объем экспорта в европейские страны (сюда же компания включает и поставки в Турцию) составил 177,3 млрд куб. м газа, что на 7,9% меньше объема предыдущего года. Крупнейшие потребители энергоносителя в Европе – Германия, Австрия, Италия и  Франция.

Изначально 50% акций проекта в равных долях должны были получить пять европейских компаний – Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershal. Но затем от этой схемы отказались, и 100%-ным владельцем проекта стал «Газпром». Компании-партнеры лишь согласились инвестировать проект до 950 млн евро под залог акций СП-2 в качестве гарантии возврата вложенных средств.

2. Что произошло сейчас – Газопровод можно считать достроенным?

Нет, нельзя. «Уложенные участки трубопровода еще предстоит соединить (сварить) и провести пусконаладочные работы», – сообщили «Ведомостям» в операторе проекта Nord Stream 2. На второй нитке СП-2 работы по укладке трубы, по данным Nord Stream 2, продолжаются. В мае сообщалось, что строительство трубопровода завершено на 96%.

Путин 4 июня на ПМЭФ пообещал, что вторую нитку газопровода достроят за два месяца, т. е. стройка может быть полностью завершена уже в августе. Также полностью построена труба до компрессорной станции «Славянская», которая является отправной точкой газопровода, и на нее уже подан газ. Таким образом, «Газпром» готов к заполнению газом СП-2, заявил Путин на ПМЭФе.

По данным портала MarineTraffic, сейчас в строительных работах задействованы трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна», а также суда обеспечения («Мурман», «Нарвал», и др.).  

3. Когда и в какие страны по СП-2 пустят газ?

С высокой вероятностью уже в текущем году газопровод заработает полноценно – такой прогноз дает старший директор Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. По его словам, пройти сертификацию трубопровода и провести пусконаладочные работы можно за полгода. Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова предупреждает, что после завершения строительства обеих ниток газопровода у России могут возникнуть сложности с прохождением сертификации, в частности с готовностью немецкой стороны принять российские сертификаты, подтверждающие безопасность ­газопровода.

Газопровод проходит практически параллельно действующему «Северному потоку» и рассчитан на ту же группу западноевропейских потребителей. Сегодня крупнейшими из них являются Германия (45,8 млрд куб. м газа за 2020 г.), Италия (20,8 млрд куб. м), Австрия (13,2 млрд куб. м), Франция (12,4 млрд куб. м), а также Турция (16,4 млрд куб. м).

4. Нашего газа в других трубах, идущих в Европу, например через Украину, станет меньше?

Резко ничего не поменяется. Сегодня кроме действующего «Северного потока» для поставок в ЕС используются газотранспортная система (ГТС) Украины, позволяющая прокачивать в ЕС до 200 млрд куб. м газа в год, и экспортный трубопровод Ямал – Европа (проходит через территорию Белоруссии и Польши) мощностью около 33 млрд куб. м в год. Прокачка газа по ним сохранится, считают эксперты. Президент Украины Владимир Зеленский в интервью европейским изданиям говорил, что СП-2 – козырь России для политического давления: «И мы знаем, что будет. Все это делается для того, чтобы следующего контракта у Украины не было».

Контракт на поставку через территорию Украины суммарно 225 млрд куб. м газа за пять лет (и $7,2 млрд) до 2024 г. был подписан между «Газпромом» и «Нафтогазом» в конце 2019 г. В контракте зафиксирован принцип «качай или плати»: «Газпром» осуществляет фиксированную плату за транзит даже при снижении объемов прокачки. В 2020 г. «Газпром» согласно условиям контракта мог прокачать через Украину до 65 млрд куб. м газа, но по факту было поставлено лишь 55,8 млрд куб. м, что является самым низким показателем за 30 лет. 

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уверял, что Россия не планирует отказываться от поставок через украинскую ГТС даже после окончания действия контракта в 2024 г. Полное прекращение поставок через Украину маловероятно, согласны считают эксперты. Даже суммарная мощность двух газопроводов – «Северный поток» и СП-2 – не покроет потенциальную потребность ЕС в российском газе, поэтому необходимость в альтернативных маршрутах сохранится, согласна Белова. Скорее наличие резервных мощностей позволит «Газпрому» еще больше нарастить объемы поставок газа в Европу, говорит Маринченко. 

Путин при этом на ПМЭФе подчеркивал, что Украина, которая сегодня зарабатывает меньше $1,5 млрд в год на транзите российского газа, могла бы иметь вдвое больше за счет роста объемов прокачки, если бы между странами «были нормальные отношения». Он отмечал, что проблемы лежат в экономической плоскости: украинцы, по его словам, «вздувают до небес» стоимость прокачки газа. Запуск СП-2, по словам Маринченко, усилит переговорные позиции России, в том числе в части цен на прокачку через ГТС Украины.

5. Что и кто еще может испортить СП-2?

С достройкой второй нитки у «Газпрома» проблем не возникнет, считает зампредседателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов: «Рисков, в том числе и юридического давления на проект, уже не осталось». Более того, президент США Джо Байден публично признал, что, поскольку строительство почти завершено, вводить какие-либо новые санкции контрпродуктивно, добавляет он. 

Но партнер юридической компании Pen&Paper Антон Именнов предупреждает, что санкционные риски для проекта, несмотря на скорое завершение технической стадии, сохраняются. Давление США, по мнению юриста, может притормозить как процесс сертификации самого газопровода, так и поставки газа.

По мнению эксперта, этот вопрос может быть решен при поддержке Германии, являющейся главным европейским выгодоприобретателем проекта. По словам Именнова, такую поддержку может оказать создание Фонда защиты климата и окружающей среды, который позволит наделить СП-2 статусом экологически чистого проекта. Создание такого фонда в Германии было анонсировано в конце прошлого года. На фоне актуальности зеленой повестки в ЕС это может помочь в реализации, полагает он. В свою очередь, юрист «А-Про» Николай Пятницкий напоминает, что в сентябре в Германии состоятся парламентские выборы, в ходе которых могут усилиться позиции партии зеленых, а она активно выступает против СП-2.