Минэнерго подписало инвестсоглашения с НПЗ на 800 млрд рублей

За модернизацию установок вторичной переработки нефти заводы получат господдержку
Несмотря на активную модернизацию, российская нефтепереработка по-прежнему отстает от европейской
Несмотря на активную модернизацию, российская нефтепереработка по-прежнему отстает от европейской / Андрей Гордеев / Ведомости

Минэнерго заключило с 14 российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) инвестсоглашения о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива, сообщило министерство 13 апреля.

Суммарный объем инвестиций заводов в установки вторичной переработки нефтяного сырья с 2019 по 2026 г. включительно составит порядка 800 млрд руб. Речь идет о 30 установках, ввод которых позволит, например, нарастить более чем на 3,6 млн т в год производство бензина экологического класса К5 (содержание серы менее 10 мг/кг, близок к «Евро-5»), а выпуск дизельного топлива класса К5 – более чем на 25 млн т в год, поясняет ведомство.

По данным ЦДУ ТЭК, в России в 2020 г. производство бензина составило 38,4 млн т, дизтоплива – 78 млн т. Из них 37,7 млн т бензина и 33,2 млн т дизтоплива продали на внутрироссийском рынке, остальной объем был экспортирован.

Соглашения подписали четыре завода «Роснефти» (Новокуйбышевский, Сызранский, Туапсинский и Комсомольский НПЗ), два завода «Газпром нефти» (Московский и Омский НПЗ), заводы, входящие в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева (Афипский и Орский НПЗ), комплекс «Татнефти» «Танеко», «Газпром нефтехим Салават», а также независимые Новошахтинский, Антипинский и Ильский НПЗ.

Минэнерго уточняет, что в течение 2021 г. ожидается заключение еще ряда соглашений. Как ранее писали «Ведомости» со ссылкой на источники, заключить инвестсоглашения с Минэнерго на сумму порядка 150 млрд руб. планируют «Новатэк» и «Лукойл».

Хотя Россия сейчас обеспечена собственным автобензином, мощности по его выпуску загружены почти на 100%, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Внеплановые ремонты или другие проблемы способны нарушить этот баланс, отмечает он. «Запас по мощности снимет эту напряженность и позволит не опасаться нарушения поставок», – подчеркивает аналитик.

По мнению Ежова, на доковидном уровне спрос на автобензин (35,5 млн т в 2019 г.) восстановится в ближайшие годы, а к 2024–2025 гг. произойдет незначительный рост потребления. Далее в большинстве сценариев прогнозируется стагнация спроса, заметил он.

В свою очередь, генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов полагает, что дополнительные объемы производства автобензина и дизтоплива пойдут на экспорт в европейском направлении. Даже если на рынке Европы эти объемы не найдут спроса, они могут быть перенаправлены в Северную Америку или Африку, уточняет он.

По мнению Хомутова, новые соглашения наверняка подпишут «Роснефть» для модернизации нескольких НПЗ, «Лукойл» для Пермского НПЗ, «Сургутнефтегаз» для Киришского НПЗ, «Новатэк» для комплекса в Усть-Луге и ТАИФ-НК для своего комплекса в Татарстане. Что касается направлений модернизации НПЗ, то тут речь идет прежде всего о строительстве установок углубляющих процессов, таких как коксование, гидрокрекинг, каталитический крекинг, говорит Хомутов. Эти установки позволят конвертировать низкоценные темные нефтепродукты в светлые, пояснил он.

Модернизация мощностей решит сразу две задачи: обеспечит надежными поставками внутренний рынок и создаст современную конкурентоспособную нефтепереработку в России, отмечает Ежов. Ведь несмотря на активную модернизацию, российская переработка по-прежнему отстает от европейской. В частности, выход светлых нефтепродуктов в России составляет 62% по сравнению с 75–80% в развитых странах, поэтому для успешной конкуренции требуется дальнейшая модернизация, уверен он. Только в этом случае российские НПЗ будут конкурентоспособны в борьбе за зарубежные рынки, включая не только Европу, но и растущие рынки развивающихся стран, заключил аналитик.

В конце 2020 г. президент РФ подписал закон о предоставлении стимулов для компаний и НПЗ, которые заключат инвестиционные соглашения с Минэнерго. При исполнении обязательств по строительству новых или реконструированию действующих мощностей глубокой переработки соглашение позволяет получить инвестиционную надбавку к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 г. Компании должны выполнить обязательства в полном объеме, иначе льгота не будет выплачиваться. Ранее правительство рассчитывало, что этот механизм привлечет около 1 трлн руб. в строительство порядка 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6–10 лет.