Крупные пивовары предложили Минфину рецепт специального пива
Их конкуренты с этим не согласныАссоциация производителей пива (АПП; в нее входят AB InBev Efes, «Балтика», Heineken) обратилась в Минфин с предложением откорректировать в новом техническом регламенте для стран ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» понятие «пиво специальное», которое введено там в дополнение к обычному пиву.
Техрегламент вступает в силу с 2022 г., сейчас обсуждаются поправки в него. Председатель cовета АПП Андрей Губка отправку письма подтвердил, представитель Минфина подтвердил его получение. Сейчас министерство прорабатывает вопрос с заинтересованными ведомствами и профильными научными институтами, добавил он.
Нынешняя редакция техрегламента определяет «пиво специальное» как напиток, в котором есть не менее 80% собственно пива, плюс плодово-ягодное и растительное сырье, вкусоароматические добавки. АПП предлагает для «пива специального» такой рецепт: пивоваренного солода – не менее 50%, а сахаросодержащих продуктов – не более 30% от массы пивоваренного сырья, говорится в письме. В специальное пиво на этапе варки допустимо добавлять зерно, фруктовое, плодово-ягодное, растительное сырье, ароматизаторы, предлагают в АПП.
Предложение члены АПП объясняют желанием разнообразить ассортимент продукции, представленной на рынке. Например, в категорию специального пива перейдут некоторые известные пивные напитки (Corona Extra, Hoegaarden и др.), которые сейчас несправедливо лишены звания «пиво», говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
Также к ней будут отнесены еще и те сорта, которые в настоящий момент не относятся ни к одной категории в России, а потому не могут быть легально произведены или ввезены из другой страны, продолжает он. Речь идет о сортах, которые по своей крепости превышают установленные в законе 7% алкоголя и имеют в составе вкусоароматические добавки. Это целый ряд всемирно известных европейских сортов, к примеру Leffe Radieuse, Hertog Jan и др., говорит Дурдыев. «Некоторые сорта, включая международные продукты с вековой историей, такие как американские лагеры, в своей рецептуре используют более 30% сахаросодержащих продуктов», – уверяет Губка.
Конкуренты из небольших и средних компаний видят в этом предложении желание транснациональных компаний сэкономить. В стоимости сырья солод занимает более 80%, это самый дорогой компонент, говорит заместитель гендиректора компании «Томское пиво» Василий Руссков. Чем его меньше, тем больше для сбраживания необходимо сахаросодержащих компонентов (мальтозной патоки, глюкозы, декстрозы и т. д.), а также промышленных ферментов, продолжает он.
По его словам, заменители дешевле примерно вдвое, чем солод (он стоит около 26 000–28 000 руб./т), поэтому при их использовании в объеме 50% сырья один крупный завод может сэкономить до 200 млн руб. в год. Губка из АПП с этими аргументами не согласен: «Всё зависит от того, какие материалы используются. Например, мальтозная патока – это дорогостоящий и качественный натуральный продукт». Дурдыев добавляет, что стоимость риса около 55 000 руб. за тонну, а стоимость ячменного солода при крупных объемах закупки может быть на 30-40% ниже.
Недопустимо выпускать пивные напитки под видом «специального пива», вводя потребителя в заблуждение, продолжает Руссков. «Мы считаем это обманом потребителей. Это все равно что продавать маргарин под названием «сливочное масло», – говорит Руссков. Для создания разнообразного ассортимента, по его словам, вовсе не нужно использовать заменители: есть десятки сортов специального солода и сотни видов хмеля, чтобы сделать напиток более интересным, замечает эксперт.
Его поддерживает председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. Он считает, что состав, предложенный АПП, вводит потребителей в заблуждение и «фактически обесценит критерии качества и безопасности пива». Союз недавно направил в Минфин альтернативное предложение: cодержание зернопродуктов, фруктового, растительного сырья, натуральных вкусоароматических добавок не должно превышать 30% массы сырья, в том числе сахаросодержащих продуктов не более 10%.
Это предложение пока в Минфин не поступило, сообщил его представитель.
Действительно, сейчас многие известные бренды называются пивными напитками, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Предложение пивоваров позволит этим напиткам попасть в категорию «специальное пиво», которая более привлекательна для потребителей. Для многих психологически неприемлема такая продукция, как сырные продукты, винные или пивные напитки, как что-то более низкого статуса и качества, и поэтому они предпочтут пиво.