Минфин предложил ужесточить требования к составу пива
Лидеры рынка с этим не согласныМинфин предложил использовать в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) более жесткие требования к составу пива. Он хочет разрешить заменять зерном только 20% солода вместо 50%, как предусмотрено принятой редакцией технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» (вступит в силу в следующем году). Это следует из проекта изменений в документ, с которым ознакомились «Ведомости». Представитель Минфина эту информацию подтвердил. Такие поправки, по его словам, направлены в Минэкономразвития для оценки. После этого и последующего согласования c другими ведомствами проект будет направлен в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), говорится в ответе Минэкономразвития.
В России по местному законодательству пока и так действуют более жесткие нормы в отношении состава пива: сейчас заменять зерном можно только 20% солода (если больше, то это уже «пивной напиток). Но с 2022 г. его заменит технический регламент, где эта планка повышена до 50%. Не допустить этого последние два года пытались небольшие и средние пивовары. В обращениях в различные ведомства они указывали, что нововведение в среднем ухудшит качество представленного на рынке напитка, так как в этом случае пивом будет называться и продукция с низким содержанием солода. А вот крупные транснациональные компании (AB InBev Efes, «Балтика», Heineken), наоборот, поддерживали принятый технический регламент, потому что более свободные нормы позволяют экспериментировать с рецептурой пива.
За долю солода в 80% в пиве выступили многие организации и ведомства: Росалкогольрегулирование, Союз российских пивоваров (СРП), «Опора России» и т. д., объяснил инициативу Минфина его представитель. Такую же меру предлагали и представители Армении, которая, как и Россия, входит в ЕАЭС. Если снизить долю солода, то его производство в России сократится, а посевные площади пивоваренного ячменя уменьшатся на 40% до 345 000 га, говорилось в недавнем обращении Российского зернового союза. Представитель ЕЭК не стал оценивать предложения российской стороны – за их разработку отвечает Минфин, а в комиссию они пока не поступали.
Как поругались пивовары
В начале 2020 г. у членов СРП, который объединял большую часть рынка, произошел конфликт. Он был связан с разными позициями по нескольким принципиальным вопросам у лидеров отрасли (AB Inbev Efes, Heineken и «Балтика») и всех остальных компаний. В их числе были повышение доли солода в пиве, необходимость установления минимальной розничной цены на этот напиток и разной ставки акциза в зависимости от мощности. В итоге AB Inbev Efes, «Балтика» и Heineken вышли из союза и объединились в Ассоциацию производителей пива.
С более жесткой нормой потребители могут быть уверены, что покупают настоящее пиво, а не пивной напиток, считает председатель совета СРП Даниил Бриман. Различные несоложеные продукты лишь придают определенные вкусовые характеристики, а на качество и безопасность меньшее содержание солода не влияет, возражает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (производитель Bud, Stella Artois и др.) Ораз Дурдыев. По его словам, напитки с мировым именем (например, Corona Extra, Hoegaarden) при действующей редакции техрегламента смогли бы называться пивом, тогда как пока незаслуженно попадают в категорию пивных напитков. Во многих странах, где работает компания (например, в США и Мексике), процентное соотношение солода и несоложеных продуктов вообще не регулируется на государственном уровне, добавляет Дурдыев.
Текущая редакция техрегламента в полной мере отражает международную практику развития пивоварения, поддерживает Дурдыева старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа «Балтики» Ирина Федорова. В тех странах, где требование по содержанию солода существует, в среднем доля этого компонента составляет 50–60%, добавляет Федорова.
Бриман же напоминает, что для сортов с особой рецептурой в регламенте предусмотрена новая категория – «специальное пиво»: содержание пива в нем должно быть не меньше 80%, а также допустимо использование различных добавок. Бриман полагает, что снижение нормы соложеных продуктов несправедливо по отношению к небольшим и средним компаниям. Они все равно сохранят высокое содержание солода и потому будут нести большие затраты. А крупные компании с массовым продуктом могут снизить содержание солода, себестоимость и розничную цену продукции, говорит Бриман. Дурдыев указывает, что стоимость несоложеных ингредиентов (рис, кукуруза, фруктовые добавки и т.д.) зачастую существенно выше ячменного солода.
У небольших производителей меньше возможностей конкурировать по стоимости товара, но им принципиально сохранить рецептуру, поскольку именно за счет нее компания и привлекает потребителей, согласен совладелец пивоварни Gletcher Игорь Хавский. Он напоминает, что при этом солод – самый дорогой ингредиент, на него приходится около 30% себестоимости пива. Транснациональные компании уже долгие годы теряют долю: если еще в 2005 г. на их продукцию приходилось 90% продаж, то по итогам прошлого года она немногим более 60%, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Долю у них постепенно отнимают небольшие региональные производители, которые научились делать качественное пиво. Но у крупных компаний есть неоспоримые преимущества: их себестоимость ниже из-за масштабов бизнеса, а маркетинговые бюджеты позволяют делать скидки в торговых сетях.