«Эфко» вложит 4 млрд рублей в производство растительного мяса
Его популярность в России и мире растет«Эфко» начинает проект по производству растительного мяса: инвестиции в него составят около 4 млрд руб., рассказал «Ведомостям» исполнительный директор группы Сергей Иванов. По его словам, на первом этапе компания планирует выпускать котлеты, но позже к ним добавятся фарш, наггетсы, шницель и другие полуфабрикаты. Само производство разместится в Белогородской области, где «Эфко» уже выпускает масло, маргарин, майонез и т. д. Мощность первой очереди составит 8000 т продукции в год, она заработает в декабре 2020 г. Еще через год компания запустит вторую очередь, которая позволит увеличить производство до 20 000 т. К концу 2022 г. компания рассчитывает выйти на 40 000 т. Это примерно 0,4% от общего производства обычного мяса в России, отмечает директор «Совэкона» Андрей Сизов.
Растительное мясо «Эфко» планирует производить на основе соевого белка, говорит Иванов. Сейчас компания импортирует сырье, но в будущем хочет производить его самостоятельно. Кроме того, в планах группы использовать в производстве и другую собственную разработку – белок, полученный из семян подсолнечника.
«Эфко» – один из лидеров российского агропрома, выручка компании в 2019 г. составила 122 млрд руб. Группа производит специализированные жиры и маргарины для использования в пищевой промышленности, а также майонез, растительное масло и молочную продукцию под брендом «Слобода» и др.
Ранее компания уже сообщала, что планирует заниматься производством растительного мяса. Она отмечала, что все технологии для этого разработал входящий в группу инновационный центр «Бирюч». «Эфко» запустила пилотную линию на 500 кг продукции в месяц, сообщал в августе «Коммерсантъ». Другие подробности проекта были не известны.
$100 млрд
составят мировые продажи растительных заменителей мяса к 2030 г., сообщало в начале этого года интернет-издание MarketWatch со ссылкой на компанию CFRA. В 2019 г. агентство McKinsey & Company оценивало этот рынок в $2,2 млрд, тогда как продажи обычного мяса составляют около $1,7 трлн
Какой будет цена растительного мяса у «Эфко», Иванов не уточнил. Но он обещает, что растительный фарш будет не дороже аналогичной продукции из натурального мяса. Такой товар может быть востребован, если компания будет грамотно его продвигать и у него будут хорошие вкусовые качества, считает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. По его словам, чтобы массовый потребитель решил попробовать такую продукцию, она должна стоить 300–500 руб./кг. Если «Эфко» реализует свои планы, то компания точно станет лидером по производству растительных заменителей мяса в России, говорит Сизов. Впрочем, по его словам, в обозримом будущем оно все равно останется узкой нишевой категорией товаров. В перспективе пяти лет доля такой продукции у россиян вряд ли превысит 1% от общего потребления мяса, считает Сизов. Например, в США, где этот рынок стал развиваться намного раньше, на растительное мясо приходится менее 2%.
Новую продукцию «Эфко» уже тестировали такие сети, как «Теремок», Burger King, «Додо пицца» и др., рассказывает Иванов. Основатель «Теремка» Михаил Гончаров это подтвердил. Он рассчитывает на сотрудничество, если «Эфко» предложит адекватную цену. Burger King отказалась от комментариев, представитель «Додо пиццы» на вопросы «Ведомостей» об «Эфко» не ответил.
Сейчас в России уже есть несколько производителей мясных альтернатив, говорит Сизов. Кроме того, по его словам, свою премиальную продукцию поставляет на отечественный рынок и американская компания Beyond Meat, но ее поставки сюда невелики. Товары Beyond Meat еще и не дешевые: в интернет-магазине «Азбуки вкуса» упаковка котлет для бургера от американского бренда весом 227 г стоит 998 руб. После недавнего повышения стоимости продукции Beyond Meat в России продажи этого бренда сократились, отмечает представитель «Азбуки вкуса». Хотя в целом, по его словам, интерес потребителей к этому сегменту растет: продажи полуфабрикатов из растительного мяса в магазинах сети месяц к месяцу растут на 3–5%.
«Теремок» раньше сотрудничал с Beyond Meat, но сейчас от этого отказался: с началом пандемии коронавируса возникли проблемы с доставкой товара, к тому же цена на него из-за роста курса валюты заметно выросла, говорит Гончаров. Фарш и котлеты Beyond Meat продаются в «Перекрестке» около двух месяцев, поэтому выводы делать пока рано, отмечает руководитель стратегических маркетинговых проектов торговой сети Алина Юхневич. Но она тоже считает, что популярность продуктов из растительного мяса будет расти, поэтому ритейлер будет увеличивать их ассортимент (сосиски и т. п.).
Представитель «Алианта групп», дистрибутора Beyond Meat, не считает, что «Эфко» станет конкурентом американской компании. У нее, по его словам, совсем другая продукция – на основе горохового белка, этот продукт гипоаллергенный, хорошо усваивается и является экологически чистым. Он признает, что цена является одним из препятствий для роста продаж компании в России, но объясняет это ростом курсов валют, сложной логистикой и технологией производства. «В течение ближайших нескольких лет себестоимость такой продукции будет снижаться, и компания будет искать возможности для снижения ее стоимости на полках», – говорит собеседник «Ведомостей».