Китайские конкуренты догоняют NASDAQ

Технологические площадки Гонконга и Шанхая могут скоро обойти NASDAQ по объему IPO
Площадка Star Market была запущена как подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний в июле 2019 г.
Площадка Star Market была запущена как подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний в июле 2019 г. / Ng Han Guan / AP

Пока NASDAQ опережает своих конкурентов – биржу Star Market в Шанхае и Гонконгскую биржу. С начала года на самой известной технологической фондовой площадке мира было проведено сделок по IPO на общую сумму $25,8 млрд, тогда как созданная год назад Star Market может похвастаться лишь $17,9 млрд. Первичные размещения в Гонконге принесли компаниям в этом году в общей сложности $19 млрд, однако эту сумму составили IPO компаний как технологических, так и из других секторов.

Площадка Star Market была запущена как подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний в июле 2019 г. В первый день торгов акции 25 первых компаний, разместивших свои ценные бумаги на площадке, взлетели в диапазоне от 84 до 400%, повысив их суммарную капитализацию с $32,7 млрд до $44,3 млрд. Сегодня на площадке торгуется уже более 130 компаний с суммарной капитализацией более $400 млрд. В Азии также действуют технологические площадки JASDAQ (Япония, создана в 1991 г., включает около 3700 компаний с суммарной капитализацией $86,3 млрд) и KOSDAQ (Южная Корея, создана в 1996 г., включает около 1400 компаний с суммарной капитализацией $246,4 млрд). Для сравнения: NASDAQ появилась в 1971 г., включает около 3300 компаний, суммарная капитализация которых превышает $20 трлн.

Но именно привлечение первичных и вторичных размещений акций считается основным параметром конкуренции. «Между биржами идет настоящая битва, – заявил South China Morning Post главный стратег по мировым рынкам инвестиционного банка Jeffries Шон Дарби. – Слишком многое для фондовых рынков зависит от способности привлекать IPO или вторичные листинги. Рост объемов IPO – это значимый сигнал для всего финансового сектора».

Главные преимущества NASDAQ перед азиатскими конкурентами – привлекательность США для инвесторов и свободная конвертация американского доллара, гибкие правила листинга и открытость для иностранных компаний, активность венчурных фондов Кремниевой долины. Вот почему 67 ведущих китайских технологических компаний, включая Alibaba, JD.com, Pinduoduo, Baidu и NetEase, проводили свои IPO именно на NASDAQ.

Однако все они могут скоро перенести торги своими акциями на родину. В рамках политического противостояния с Пекином Вашингтон делает все возможное, чтобы усложнить китайским компаниям их деятельность на американском рынке. Администрация президента США Дональда Трампа с сентября прошлого года неоднократно заявляла о намерении провести делистинг китайских компаний с американских бирж. Каждое такое заявление приводило к падению котировок китайских компаний, что заставляет их всерьез задуматься о переносе торгов в Китай. В конце 2019 г. Alibaba провела вторичное размещение акций на Гонконгской бирже (компания привлекла $11 млрд), а в июне текущего года ее примеру последовали JD.com и NetEase (компании привлекли $3,85 млрд и $2,7 млрд соответственно).

Администрация Трампа подготовила законопроект, требующий от иностранных компаний, акции которых торгуются в США, доказательств отсутствия государства в числе акционеров или проведения американского аудита. После одобрения законопроекта сенатом США в мае 2020 г. многие китайские компании отложили планы по проведению IPO на американских биржах, сообщает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с переговорами компаний о размещении акций.

«Гонконг сильно продвинулся в своем стремлении сделать биржу привлекательной для технологических компаний, что подтверждается вторичными листингами Alibaba, JD.com и NetEase, – заявила South China Morning Post партнер юридической фирмы Linklaters Александра Бидлейк. – Если так будет продолжаться и дальше, Гонконгская биржа будет достойным конкурентом китайским и зарубежным аналогам, включая NASDAQ».

Площадка Star Market была запущена как подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний в июле 2019 г.

Еще один шаг в этом направлении – планируемое IPO финансового гиганта Ant Group, подразделения Alibaba и лидера рынка мобильных платежей в Китае. В конце июля 2020 г. компания объявила, что разместит свои акции сразу в Гонконге и Шанхае. Ожидается, что Ant Group будет оценена не менее чем в $200 млрд; если компания разместит хотя бы 10% акций, то IPO войдет в число крупнейших за всю историю. Пока лидером по этому показателю является нефтяной гигант Saudi Aramco, выручивший $29,44 млрд в декабре 2019 г., и Alibaba Group Holding, получившая в ходе IPO осенью 2014 г. $25,03 млрд.

Примечательно, что в прошлом году Китай обогнал США по числу публичных компаний. По данным JPMorgan Asset Management, в США в 2019 г. было около 4400 публичных компаний, в Китае – около 4800. Объясняется это не только активным развитием китайских рынков капитала и выводом на биржу многих государственных и частных предприятий, но и сокращением числа публичных компаний в США. Как отмечает Financial Times, последнее происходит из-за вывода компаний с биржи после покупки фондами прямых инвестиций, из-за сделок по слиянию и поглощению, а также потому, что они могут дольше оставаться частными благодаря буму на рынках венчурного и долгового капитала.

Площадка Star Market была запущена как подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний в июле 2019 г.