Такси и каршеринг оснастят приборами для очистки воздуха

Пассажирам таких машин могут предложить специальные тарифы
Прибор весом в 100 г (в розницу он будет стоить 3700 руб.) питается через USB-порт и может устанавливаться в том числе в салонах автомобилей
Прибор весом в 100 г (в розницу он будет стоить 3700 руб.) питается через USB-порт и может устанавливаться в том числе в салонах автомобилей / Виктор Молодцов / «Ростех»

Входящая в «Ростех» компания «Росэлектроника» начинает выпуск компактных рециркуляторов воздуха для уничтожения вирусов с помощью ультрафиолетового излучения, следует из сообщения госкорпорации. Прибор весом в 100 г (в розницу он будет стоить 3700 руб.) питается через USB-порт и может устанавливаться в том числе в салонах автомобилей. По словам представителя «Ростеха», прибор может очистить 14 куб. м воздуха в час.

Первая партия устройств уже в сентябре появится в салонах такси и машин каршеринга, а также в розничной продаже, рассказал «Ведомостям» представитель «Росэлектроники». Договоренности о закупках с таксомоторными компаниями и операторами проката автомобилей уже есть, уверяет он. Конкретных заказчиков он не назвал. У оснащенных рециркуляторами такси в мобильном приложении появится дополнительный тариф с данной опцией очистки воздуха, также отметил представитель «Ростеха».

По словам индустриального директора радиоэлектронного кластера «Ростеха» Сергея Сахненко, «Росэлектроника» еще до старта продаж получила предзаказ на 3300 рециркуляторов. Заказы поступают не только из России, но и из стран СНГ. Поставки тестовых партий обеззараживателей планируются в страны Ближнего Востока – Ирак, Иран и Саудовскую Аравию, рассказал генеральный директор НПП «Салют» (входит в «Росэлектронику») Александр Бушуев.

«Ситимобил» готова тестировать технологии, которые помогут еще более тщательно дезинфицировать салон, заявили «Ведомостям» представители пресс-службы сервиса. Но говорить об их удобстве и эффективности в повседневном использовании можно только после проведения такого тестирования, подчеркнули представители агрегатора. Представители «Яндекс.Драйва» и «Делимобиля» рассказали, что каршеринги продолжают дезинфицировать автомобили при каждой мойке. Сотрудники партнеров сервиса проводят обработку панелей, руля, ручек дверей, рычага КПП и других видимых поверхностей, уверяют в «Делимобиле». В пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что у сервиса действует более 150 партнерских пунктов дезинфекции по всей России.

23%

на столько снизился из-за пандемии пассажиропоток в такси в целом по России, по данным «Ромира».
В Москве в начале апреля 2020 г. число воспользовавшихся такси упало на 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а каршерингом – на 61%, такие данные приводил столичный департамент транспорта.
Позднее работа каршеринга в Москве была полностью приостановлена указом мэра Сергея Собянина, ограничения на его деятельность были полностью сняты лишь 9 июня

Специальный тариф с опцией очистки воздуха может стать популярным у пассажиров такси, однако основной вопрос заключается в цене такой услуги, говорит генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Цена на такой тариф не должна превышать отметку в 5% от стоимости самой поездки, иначе нововведение не вызовет особого интереса у потребителей, считает эксперт. Кроме того, технология должна действительно повышать уровень защиты от инфекций, отмечает он.

Компактные рециркуляторы – не первая разработка предприятия, направленная на борьбу с вирусами. «Росэлектроника» уже выпускает миниатюрные беспроводные обеззараживатели, работающие от встроенных аккумуляторов и управляемые через мобильное приложение по Bluetooth. Эти приборы предназначены для дезинфекции ультрафиолетовым излучением поверхностей и предметов – посылок, ключей, посуды и т. д. (а рециркуляторы – для очистки воздуха во всем помещении).

УФ-излучение – это неплохое решение, если речь идет об обеззараживании поверхностей в течение хоть сколько-нибудь длительного времени, считает Дмитрий Трубицын, основатель ГК «Тион» (производство систем вентиляции и очистки воздуха). Если говорить об обеззараживании воздуха в режиме рециркуляции, то трудность заключается в том, что различным вирусам и микроорганизмам свойственна различная доза ультрафиолета, которую они должны получить, для того чтобы утратить жизнеспособность или способность размножаться, продолжает он. В этом смысле решения по обеззараживанию воздуха на основе ультрафиолета нужно тщательно испытывать по всем возможным типам вирусов и микроорганизмов и бороться за увеличение мощности УФ-излучения, говорит Трубицын. Нужно быть готовым к тому, что с устойчивыми формами при помощи УФ справиться не удастся, заключает он.

Воздух – очень изменчивая среда, поэтому, чтобы быть эффективными, устройства для его очистки должны иметь определенную мощность, говорит основатель компании «Аэролайф» (занимается разработкой систем очистки воздуха) Алексей Першин. Человек вдыхает 20–30 куб. м воздуха в час, таким образом, если предположить, что в автомобиле едет четыре человека, то производительность такого очистителя должна составлять в идеале 100–150 куб. м воздуха, рассуждает он. Исходя из этих соображений можно сказать, что маленькое устройство не сможет обеспечивать такой производительности, заключает Першин.