В онлайн-торговле едой за весну появилось около 30 новых игроков

Коронавирус заставил ускорить планы развития
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

С конца марта по май 2020 г. на российском рынке онлайн-торговли продуктами питания появилось несколько десятков новых игроков. Это и крупные продовольственные офлайн-ритейлеры, и непрофильные онлайн-магазины, до сих пор продававшие все, кроме еды, общепит и многие другие.

Так, крупная федеральная сеть продовольственных магазинов «Ашан» запустила в Москве доставку продуктов из гипермаркета на дом. Это заметил журналист «Ведомостей» и подтвердил представитель компании. Пока онлайн-магазин «Ашана», по словам представителя сети, работает в тестовом режиме в радиусе 5 км от гипермаркетов в Сокольниках и Марфине.

Ранее «Ашан» предлагал доставку только через партнеров «Сбермаркет» и iGooods. Был у ритейлера и свой интернет-магазин, но в основном он продавал непродовольственные товары и продукты, не требующие специальных условий хранения, а запуск доставки скоропортящихся продуктов «Ашан» планировал последние несколько лет.

Собственные интернет-магазины за апрель – май 2020 г. запустили крупнейший продовольственный ритейлер в Восточной Сибири «Командор» (Красноярск) и сеть супермаркетов «Бахетле» (Казань). Один из крупнейших продовольственных ритейлеров – «Лента» – в апреле запустила сразу два онлайн-магазина в партнерстве с теми же iGooods и «Сбермаркетом». Перезапустил интернет-магазин и агрохолдинг «Мираторг», хотя в начале 2019 г. платформа была закрыта по причине неэффективности, писал «Интерфакс».

Онлайн-магазин продуктов питания в апреле запустила и нижегородская группа компаний «Сладкая жизнь», один из крупнейших дистрибуторов продуктов питания и владелец сети Spar в Поволжье и Москве. Заняться онлайн-торговлей для розничных покупателей решил и сервис заказа продуктов «на_полке», совместный проект Сбербанка и производителя онлайн-касс «Эвотор». Ранее площадкой могли воспользоваться только юрлица.

К интернет-продажам продуктов решили подключиться и непрофильные компании. Сеть пиццерий «Додо пицца» начала продавать с доставкой товары повседневного спроса: молоко, стиральный порошок, зубную пасту и проч. В конце марта онлайн-магазин одежды Lamoda начал торговать макаронами, крупами, специями и др., а в мае предложил покупателям продукцию магазинов «Вкусвилл».

Заказы из «Вкусвилла» в мае начал развозить и сервис доставки из кафе и ресторанов Delivery Club. До этого он работал только с ресторанами, а товары повседневного спроса предлагал заказать в приложении через сервис быстрой доставки продуктов «Самокат». Продукты из «Вкусвилла» доставляет и главный конкурент Delivery Club – «Яндекс.Еда». Этот сервис также работает с «Азбукой вкуса».

Планы сотрудничества с ритейлерами у «Яндекс.Еды» были и раньше, но пандемия, по словам представителя сервиса, ускорила переговоры. Преждевременно услугу доставки продуктов для частных клиентов пришлось запустить и «на_полке» – проект должен был начать работу только в 2021 г., говорит главный исполнительный директор маркетплейса Алексей Ширяев. В марте – апреле 2020 г. интерес к сервису со стороны физлиц вырос в 4–5 раз. Компания была вынуждена реагировать на запросы клиентов, объясняет он.

Коронавирус помог покупателям преодолеть «барьер первого заказа», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если раньше большинство боялись покупать еду в онлайн-магазинах из-за риска получить несвежие продукты или неполный заказ, то с началом пандемии покупатели решили воспользоваться новой услугой, которая теперь реальная альтернатива походу в магазин.

Спрос на услуги онлайн-магазина «Командора» сохранится и после окончания связанных с коронавирусом ограничений, считает директор по стратегическому маркетингу ритейлера Светлана Эмм: безопасность покупок будет в приоритете, а доставка сейчас – самый безопасный способ. Через 2–3 года продажи интернет-платформы составят до 5% от всего товарооборота сети, прогнозирует она.

Решение о масштабировании и развитии сервиса для частных покупателей «на_полке» будет приниматься через 2–3 месяца испытаний, говорит Ширяев, пока для построения бизнес-модели не хватает данных.

Спрос на продовольственные товары в интернете действительно сохранится, считает Бурмистров, коронавирус просто ускорил развитие рынка. По словам представителя Delivery Club, проникновение онлайн-сервисов на рынке доставки продуктов существенно ниже, чем в доставке готовой еды, – 1% против 10% в 2019 г. Поэтому после пандемии рост продолжится.

Другая ситуация может быть с проектами компаний, которые изначально на продуктах не специализировались. Продукты питания в их ассортименте не займут значимой доли, прогнозирует Бурмистров. По его словам, в их число не входят маркетплейсы, где продукты сейчас – ключевая и растущая категория.

По мере снятия связанных с коронавирусом ограничений «Додо пицца» перестанет продавать большую часть товаров повседневного спроса, сообщил операционный директор компании Иван Тихов. Спрос на них уже начал падать и будет сокращаться дальше, предполагает он: люди возвращаются к обычной жизни, когда зубную пасту привычнее купить в магазине.

Несмотря на такое количество новых игроков, рынок онлайн-торговли продуктами в некоторых странах Европы, куда также входит и Россия, находится сейчас на очень ранней стадии развития и ждет развертывания необходимой складской и логистической инфраструктуры, более эффективного использования инструментов продаж и др., говорится в обзоре ритейла Польши, Турции и России от «ВТБ капитала».

В 2019 г. размер российского рынка онлайн-торговли продуктами, по оценке «Infoline-аналитики», составил чуть более 43 млрд руб. В 2020 г. он вырастет в 3–3,5 раза до 130–150 млрд руб., прогнозирует Бурмистров.