Цена на российскую нефть вернулась на уровень декабря 1998 года
Urals и Brent дешевеют вслед за обвалом цен на WTI наканунеЦена на баррель российской нефти сорта Urals опустилась ниже $10, свидетельствуют данные Refinitiv. В 12.13 мск Urals с поставкой в порты Средиземноморья продавалась по цене декабря 1998 г. ‒ $8,48 за баррель.
Дешевеет и эталонная нефть марки Brent ‒ июньские фьючерсы на североморскую смесь в 12.11 мск торговались на Лондонской бирже на уровне $19,32 за баррель. Цена на Brent опустилась ниже $20 за баррель впервые с февраля 2002 г. Вчера вечером при обвале котировок на майские фьючерсы WTI баррель Brent стоил $25,49.
20 апреля случился исторический обвал цен на североамериканскую нефть WTI. Сначала она подешевела до $0,01 за баррель, а затем ее котировки стали отрицательными. Майские фьючерсы, которые истекают 21 апреля, торговались по -$40 за баррель.
По мнению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, обвал котировок на WTI – «чисто торговый момент» и «этому не нужно придавать какую-то апокалиптическую окраску». Руководство страны обладает необходимыми резервами для демпфирования негативных последствий для российской экономики, подчеркнул Песков.
«Что касается всей этой свистопляски с фьючерсами, это абсолютно спекулятивный момент, чисто торговый момент, который был связан с датой закрытия торгов по фьючерсам. И, безусловно, этому не нужно придавать какую-то апокалиптическую окраску»
От цены на нефть марки Urals зависят доходы российского бюджета и макроэкономическая стабильность. В мае, по прогнозам Bloomberg, российский бюджет будет получать за экспорт нефти меньше $1 за баррель. В бюджете на 2020 г. заложена цена $42,45 за баррель Urals, нефтегазовые доходы при цене выше этого уровня поступают в резервы, а когда она ниже, Центробанк продает накопленную в фонде национального благосостояния валюту, чтобы финансировать бюджетные расходы.
Падение Brent связано со вчерашним падением WTI до отрицательных значений, считает аналитик АКРА Василий Танурков. 30 апреля – дата экспирации (завершение обращения на рынке) фьючерсов Brent, и вполне вероятно, что трейдеры опасаются повторения сценария с отрицательной ценой на американскую нефтью, считает он. Но в случае с Brent такой сценарий менее вероятен, уверен он: фьючерсы Brent, в отличие от WTI, – не поставочные, они не привязаны к физической поставке нефти, а в момент экспирации по ним происходит взаимозачет между продавцом и покупателем. «В ситуации с WTI получилось, что спекулянты, которые не готовы получать нефть, были вынуждены избавляться от нее с доплатой по любой цене. На американском рынке очень масштабный переизбыток нефти по сравнению с миром в целом. Поэтому ситуация разная». Цена Brent связана с физическим балансом на рынке, особенностями проведения торгов и поведением рынка, поясняет Танурков. Он считает, что цена на нефть этой марки может остаться ниже $20 за баррель и в мае, когда начнет действовать сделка ОПЕК+ и ее участники сократят добычу на 9,7 млн баррелей в сутки. Цена начнет расти, когда снимут карантин и повысится спрос на топливо, также баланс на рынке изменится, если Катай и США исполнят свои планы по закупке нефти в государственные резервы, полагает Танурков.