Через «Яндекс» автомобилисты покупают миллион литров топлива в день
Стоимость продаваемого через сервисы «Яндекса» топлива достигла 1 млрд рублей в месяцВ феврале продажи топлива через сервис «Яндекс.Заправки» достигли отметки в 1 млн литров в день, сообщил «Ведомостям» представитель геосервисов IT-холдинга. Общая стоимость продаж через цифровую платформу в течение месяца составила около 1 млрд руб., говорит он. В прошлом году достичь продаж в 1 млрд руб. поисковик смог только к концу апреля.
Сервис «Яндекс.Заправки» интегрирован в «Яндекс.Навигатор». Он позволяет автомобилисту расплатиться за топливо, не отходя или даже не выходя из машины. Для этого водителю необходимо заехать на АЗС сети, подписавшей соглашение с «Яндексом», выбрать номер колонки и тип топлива. Тогда приложение позволит оплатить заправку привязанной к сервису банковской картой.
Активная аудитория «Навигатора» – около 21 млн уникальных пользователей в месяц. Суммарное количество тех, кто хотя бы раз оплачивал топливо через «Яндекс.Заправки», – около 900 000 человек (4,3%), но постоянная аудитория сервиса меньше. Тех, кто заправлялся через приложение три раза и более, – около 64%, говорит представитель геосервисов IT-холдинга. Около половины пользователей сервиса таксисты, остальные – частные пользователи.
Дополнительной наценки на топливо для потребителя нет, сообщали ранее в «Яндексе» – комиссия взимается с АЗС-партнеров. При заключении соглашений между «Яндексом» и потребителями – юридическими лицами эта комиссия может перераспределяться в пользу клиентов, по сути превращаясь для них в скидку на топливо. Каков размер комиссии, представитель «Яндекса» уточнять отказался. Собеседник «Ведомостей», знакомый с условиями подключения сервиса, говорит, что размер комиссии может колебаться, в среднем она составляет около 2% от стоимости продаж.
Почти половина (45%) продаж «Яндекс.Заправок» приходится на Москву и Московскую область. Второе место занимает Санкт-Петербург с долей 9%. Следующие за ним Татарстан, Самарская, Свердловская, Новосибирская и Челябинская области обеспечивают еще 13%.
«Яндекс» пока сотрудничает с независимыми операторами АЗС. Из вертикально-интегрированных нефтяных компаний соглашение с поисковиком подписала только «Татнефть». В ее сети 713 АЗС с объемом реализации 1,9 млн т топлива в год, сообщал «Интерфакс». В топ-3 партнеров IT-холдинга входят также Shell (более 250 АЗС) и «Нефтьмагистраль» (98 АЗС, все в Москве и Московской области. – «Ведомости»). Всего с «Яндексом» сотрудничает около 4000 АЗС в стране.
«Автоматизация оплаты уже увеличивает пропускную способность на АЗС и становится инструментов привлечения новых клиентов», – передал через представителя руководитель «Яндекс.Заправок» Роман Прудников.
Доля «Яндекса» пока меньше 1%
В общей сложности в России около 20 000 АЗС, около 60% из них принадлежит независимым компаниям, говорит генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. 1 млн литров топлива в день – это около 0,6% от ежедневных продаж бензина и дизтоплива на российских АЗС, подсчитал он: «Если оценивать долю рынка только независимых АЗС – около 1,5%».
Дальнейшего распространения сервиса Турукалов не исключает, но этому могут препятствовать несколько факторов. «Комиссия даже в 2% от стоимости реализации может быть для независимых АЗС слишком высокой ценой за доступ к базе пользователей приложения. Особенно в условиях кризиса на рынке нефтепродуктов, как, например, в 2018 г.», – считает Турукалов.
По оценкам «Яндекса», для некоторых АЗС рост продаж за счет ускорения обслуживания клиентов достигает 20%.
Подключение к сервису-интегратору неизбежно ведет к перераспределению маржи в пользу последнего, как только этот интегратор получит весомую долю управляемой клиентской базы, объясняет один из крупных участников российского топливного рынка. «Для отдельно взятой независимой сети АЗС подключение к сервису «Яндекса» может существенно поднять показатель суточного пролива, – говорит собеседник «Ведомостей». – В первую очередь это происходит за счет притока машин из таксопарков, которым дается дополнительная скидка в размере комиссии, взимаемой с АЗС. Но появление еще одной сети со схожей географией расположения заправок сразу же приводит к вопросу, кто готов дать большую скидку и получить клиента. История развития «Яндекс.Такси» намекает, что в выигрыше останутся только потребитель и интегратор». Нежелание крупных нефтяных компаний подключаться к заправочному сервису интернет-компании связано с желанием сохранить контроль над рентабельностью продаж, убежден собеседник «Ведомостей».
Чем ответят нефтяники
Крупные игроки пока сосредоточены на развитии собственных цифровых платформ. «Роснефть» совместно с «Тинькофф банком» и МКБ уже запустила сервис оплаты топлива через мобильное приложение на розничной сети ВР, принадлежащей госкомпании. Кроме того, близка к завершению разработка собственного сервиса для дистанционной оплаты топлива, говорит представитель «Роснефти».
На АЗС «Газпромнефти» есть несколько способов оплаты онлайн. В том числе два мобильных приложения – АЗС.GO и «Сеть АЗС «Газпромнефть», оба – собственная разработка компании, говорит представитель. Ежемесячная аудитория приложения «Сеть АЗС «Газпромнефть» – около 1,6 млн пользователей. Прирост продаж через мобильные приложения АЗС.GO и «Сеть АЗС «Газпромнефть» – около 20% в месяц.
«У нас есть возможность гибко подходить к функционалу и реализовывать в первую очередь то, что необходимо нашим клиентам», – говорит представитель «Газпромнефти». Кроме того, используя собственные приложения, компания несет ответственность за стабильность работы цифровых сервисов, качество топлива и уровень обслуживания на станциях, подчеркивает он: «Мы получаем данные о клиентах, чтобы предугадывать их потребности в товарах и услугах. И мы идем по пути создания экосистемы».
Комментировать возможность подключения к сервису «Яндекс.Заправки» представители «Роснефти» и «Газпромнефти» не стали. Их коллега из «Лукойла» не ответил на запрос «Ведомостей».