Автомобилисты заправились через «Яндекс» на 1 млрд рублей
Число пользователей сервиса автоматической заправки превысило 200 000 человекФункция заправки работает в приложении «Яндекс. Навигатор» с декабря 2018 г. и позволяет расплатиться за топливо, не подходя к кассе. Пользователь приложения заезжает на АЗС, которая подписала партнерское соглашение с «Яндексом», выбирает номер колонки, тип топлива и платит через привязанную к приложению банковскую карту (Master Card, Visa) или с помощью Apple Pay.
Сейчас «Яндекс» уже подписал соглашения – предоставлять услугу удаленной оплаты – с 1680 АЗС по России (в начале года было 1100 АЗС). Среди известных – сеть компании «Вемес» (бренд «Эка», 51 АЗС в Москве), «Нефть магистраль» (30 АЗС в Москве), также еще с 23 независимыми АЗС.
Представитель «Яндекса» уверяет, что компания не взимает за услуги дополнительную плату с пользователей: «Если на АЗС литр Аи-95 стоит 45 руб., то пользователь именно столько и платит». Комиссия взимается с АЗС – партнеров, но взамен АЗС получают доступ к 18-миллионной базе пользователей «Яндекс.Навигатора». Какова комиссия, представитель «Яндекса» говорить отказался.
Сервис работает и для юридических лиц, их уже больше 10, в том числе таксопарки. Для них может предоставляться скидка за счет перераспределения комиссии для АЗС в пользу клиентов.
Пока сервис был доступен в отдельном приложении «Яндекс.Заправки», партнером интернет-компании был и «Лукойл», говорит представитель «Яндекса». Но после перезапуска сервиса и его интеграции в «Яндекс.Навигатор» «Лукойл» отказался от партнерства. Представитель «Лукойла» это комментировать не стал, но напомнил, что 5 апреля компания обновила мобильное приложение и добавила возможность оплаты топлива на АЗС прямо из мобильного приложения с помощью привязанной банковской карты.
Представитель «Газпром нефти» от комментариев отказался, «Роснефти» – не ответил на вопросы «Ведомостей».
В марте этого года «Роснефть» запустила сервис удаленной оплаты для корпоративных клиентов (работает для сети заправок «Роснефти», ТНК-ВР и «Башнефти»). «Многие компании, в том числе независимые АЗС, сейчас разрабатывают приложения, позволяющие удаленно оплачивать заправку», – говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Ритейлу выгоднее потратиться на инфраструктуру и разработку программного обеспечения, нежели платить «Яндексу», даже несмотря на возможный доступ к большой аудитории сервиса, полагает он.
«1 млрд руб., исходя из средней для российского рынка корзины нефтепродуктов, – это примерно 17 900 т бензина и дизельного топлива», – комментирует гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: это примерно 0,1% потребления моторных топлив в стране с начала года или 0,3–0,4% от того количества, что продается на независимых АЗС по стране. «Весьма скромная доля, но сервис может быстро распространиться: он удобен для водителей и может помочь независимым АЗС привлечь дополнительных клиентов», – заключает Турукалов.
Со временем до 10% аудитории навигационных приложений могут стать постоянными пользователями опции «дистанционная заправка», рассчитывает старший менеджер технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Владислав Павперов. На распространение новой опции навигатора могут повлиять несколько факторов, отмечает он: степень готовности топливных сетей поддерживать идею, водителей – привязывать свои платежные реквизиты к навигатору, конкуренция навигатора с приложениями самих топливных сетей. По мнению Павперова, агрегируя «дистанционные заправки» от разных сетей навигатор может получить преимущество перед сервисами отдельных заправок.