Страны ОПЕК решили дополнительно сократить добычу нефти из-за коронавируса

Осталось самое сложное – убедить в этом Россию
Isaac Urrutia / REUTERS
Isaac Urrutia / REUTERS

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) 5 марта согласовала сокращение добычи на 1,5 млн баррелей в сутки во II квартале: члены ОПЕК должны ограничить добычу на 1 млн баррелей в сутки, а страны, не входящие в картель, – на 500 000 баррелей, говорится в сообщении картеля. Согласно действующей квоте добыча стран – участниц соглашения должна быть на 1,7 млн баррелей в сутки ниже уровня октября 2018 г. Эта квота действует до апреля 2020 г.

ОПЕК задумалась о дополнительном снижении добычи из-за падения спроса и цен на нефть в результате вспышки коронавируса COVID-19. Она оказала серьезное негативное влияние на прогнозы мирового экономического роста и спроса на нефть в 2020 г., особенно в I и II кварталах, говорится в заявлении ОПЕК. По ее прогнозам, под влиянием коронавируса рост спроса на нефть в 2020 г. замедлится более чем в 2 раза до 480 000 баррелей в сутки (в декабре 2019 г. рост составлял 1,1 млн баррелей в сутки). Сохраняется риск дальнейшего снижения прогноза, говорится в сообщении картеля.

Накануне, 4 марта, прошло заседание мониторингового комитета ОПЕК+, который традиционно собирается перед встречей стран – участниц соглашения. Именно он дает им рекомендации по уровню добычи. В этот раз принять решение не удалось: министр энергетики России Александр Новак покинул заседание до его завершения. По данным ТАСС, Россия и Казахстан не поддержали дополнительное сокращение на 1,5 млн баррелей в сутки. Россия против углубления ограничений, считая, что это не оживит спрос, говорили источники Reuters в ОПЕК. Единственный выход для ОПЕК – сокращать добычу в одиночку, но это не будет хорошим сигналом для рынка, сказал собеседник агентства.

Все участники ОПЕК+ встретятся 6 марта, когда в Вену вернется Новак и озвучит позицию России. ОПЕК ожидает услышать ее, сообщил министр нефти Венесуэлы Мануэль Кеведо. Министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи выразил надежду, что участники картеля достигнут соглашения с Россией: «Мы все – ОПЕК и не-ОПЕК – должны действовать вместе» (цитата по ТАСС).

В прошлом году российские нефтяники не поддерживали параметры сделки с ОПЕК. Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что можно ослабить квоты, глава «Роснефти» Игорь Сечин написал о рисках сделки президенту Владимиру Путину, а совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов заявил об отсутствии у нефтяных компаний единой позиции. В феврале, после того как эпидемия коронавируса обвалила нефтяные цены, позицию нефтяников обсудили в Минэнерго. «Роснефть» по-прежнему против продления сделки, остальные же крупные компании согласились пролонгировать ее до конца II квартала на текущих условиях, писал «Коммерсантъ». 1 марта снижение цен на нефть обсудил с нефтяниками Путин. Он отметил важность механизма ОПЕК+, но подчеркнул, что для российского бюджета и экономики текущий уровень цен на нефть приемлем.

Антон Силуанов
министр финансов России

«У саудитов ситуация как раз гораздо хуже. Потому что, если у нас цены на нефть для балансировки бюджета — это $42,4 за баррель, а у них под $80. Для них уменьшение цен на нефть, конечно, приведет к тому, что им нужно будет либо осуществлять большие заимствования для того, чтобы платежный баланс финансировать, либо реализовывать свои золотовалютные резервы, которые тоже снизились после последнего снижения цен на нефть, и после того, как было $100-110, они уменьшились вдвое». 5 марта 2020 г.

В среду, после сообщений об отъезде Новака из Вены, цены на нефть начали снижаться: на протяжении дня стоимость Brent росла, достигнув $53 за баррель, но вечером котировки пошли вниз, торги закрылись на $51,13. В четверг нефть продолжила дешеветь, к 19.00 мск баррель стоил $50,91. Россия готова к снижению цен – тогда она будет финансировать расходы бюджета за счет резервов, заявил в четверг министр финансов Антон Силуанов.

Снижение добычи нефти на 1,5 млн баррелей в сутки будет иметь незначительное влияние на цены, считает директор департамента аудиторских услуг Deloitte Александр Губарев: «Такое решение было бы более эффективным в начале февраля – в ответ на информацию о снижении потребления нефти в Китае. Сейчас уже не только в Китае, но и в некоторых европейских странах наблюдается тренд на замедление туристического потока, сбои в некоторых производствах и ограничение на проведение массовых мероприятий, что замедляет рост экономики и снижает спрос на нефть». Цены могут восстановиться на новостях об успешной борьбе с коронавирусом и возврате к нормальной жизни, говорит Губарев, а поскольку в ближайшее время заметного восстановления цен ждать не приходится, России выгоднее продавать больше нефти.

ОПЕК+ показала эффективность, полагает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов: «Поэтому в интересах России координировать свои действия с организацией. Думаю, этот сценарий и будет реализован – Россия может поддержать предложенное ОПЕК+ соглашение». Оно остается основным фактором, поддерживающим цены, уверен вице-президент Moody’s Артем Фролов: «В интересах участников соглашения найти компромисс».

Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы.