Стоимость нефти Brent упала ниже $49 за баррель впервые за 2,5 года
Из-за вспышки коронавируса нефть подешевела более чем на 20%Стоимость нефти марки Brent на Лондонской бирже 28 февраля опускалась ниже $49 за 1 барр. впервые с июля 2017 г. Майские фьючерсы в 19.10 мск 28 февраля стоили $48,96 за 1 барр., подешевев на 5%. Апрельские фьючерсы в то же время стоили $50,14 за 1 барр. После этого нефтяные цены немного поднялись.
Нефть стала дешеветь в начале января 2020 г., и за два месяца цены опустились примерно на 24%. На рынок повлияло распространение коронавируса, обнаруженного в китайском городе Ухане в конце декабря 2019 г. По данным Всемирной организации здравоохранения на 27 февраля, вирус затронул 48 стран, подтверждено около 82 000 случаев заболевания – в основном в Китае. От осложнений, вызванных заболеванием, умерло 2808 человек. Вирус повлиял на мировую экономику – международные воздушные и автомобильные перевозки сокращаются, некоторые китайские компании приостановили работу.
ОПЕК в февральском отчете понизила оценку роста мирового спроса на нефть в 2020 г. на 230 000 барр. в сутки. Международное энергетическое агентство настроено еще пессимистичнее: его прогноз роста спроса на нефть снижен на 365 000 барр. в сутки и составляет 825 000 барр. Совокупная добыча стран, входящих в ОПЕК, уже находится на самом низком уровне с 2009 г.
Страны, участвующие в соглашении стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи, ищут способ остановить падение котировок. Среди обсуждаемых вариантов – продление соглашения до конца этого года или дополнительное сокращение добычи, сообщали Financial Times, Bloomberg и Reuters. Очередное заседание пройдет 5–6 марта, а 3 марта планируется заседание технической группы соглашения ОПЕК и не-ОПЕК. В начале февраля эта группа рекомендовала министрам стран – участниц соглашения сократить производство нефти на 600 000 барр. в сутки. Россия идею не поддержала. Нужно время, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация, говорил тогда министр энергетики Александр Новак.
Февральская рекомендация группы уже потеряла актуальность, назрела необходимость в более существенном сокращении, Саудовская Аравия настаивает на снижении производства на 1 млн барр. в сутки, говорит источник Reuters в ОПЕК. Но Россия по-прежнему сопротивляется, она считает, что это не оживит спрос. Единственный выход для ОПЕК – сокращать добычу в одиночку, но это не будет хорошим сигналом для рынка, предупреждает собеседник агентства.
При росте эпидемии и отсутствии внятной реакции стран – участниц соглашения ОПЕК и не-ОПЕК нефть может на время закрепиться в интервале $40–50, считает старший директор Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Ситуация на рынке, вероятно, сделает Россию более сговорчивой – и участники соглашения решат снизить добычу, предполагает он: «Это может вернуть цены в диапазон $50–60. Для российских компаний снижение цены устойчиво ниже $50 нежелательно – не столько из-за недополученной прибыли, сколько из-за риска повышения налогового бремени».
«Этот механизм [ОПЕК+], который мы создали вместе с другими ведущими нефтедобывающими странами, уже зарекомендовал себя как эффективный инструмент в обеспечении долгосрочной стабильности на глобальных энергетических рынках <…> За счет этого мы получили дополнительные доходы в бюджет, и, что важно, дали возможность нашим добывающим компаниям уверенно вкладывать инвестиции в перспективные проекты развития» 1 марта 2020 г. Интерфакс
При усилении негативных факторов цены могут на время опуститься до $45–50, согласен главный аналитик «БКС премьера» Антон Покатович. Их снижение может подтолкнуть экспортеров к сокращению добычи на 500 000–600 000 барр. в сутки, но не на 1 млн, оценивает он. Однако это может весьма сдержанно повлиять на цены, полагает Покатович: «Определяющим фактором остаются рыночные настроения инвесторов, тревога которых из-за вируса продолжает нарастать».
Президент Владимир Путин в воскресенье, 1 марта, провел совещание с чиновниками и руководителями нефтяных компаний, на котором в том числе обсуждалась ситуация на нефтяном рынке. Он отметил важность соглашения с ОПЕК, а также то, что для российского бюджета и экономики текущий уровень цен на нефть приемлем.
Бюджет балансируется при среднегодовой цене барреля нефти марки Urals $50, поэтому текущая цена нефти некритична, говорит главный аналитик ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Все бюджетные обязательства защищены, заявил в пятницу министр финансов Антон Силуанов.
При ослабленном курсе исполнить номинальные цели бюджета можно, говорит директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов.
Каждый доллар за баррель ниже уровня означает дефицит бюджета примерно в $2 млрд, но у правительства достаточно резервов, которые продолжают расти при ценах на нефть выше $42 за 1 барр., отмечает Долгин. Бюджетное правило работает так: при ценах на нефть выше $42 за 1 барр. Центробанк выкупает валюту на рынке, а ниже – продает ее. Не ясно, насколько долго такая политика может продолжаться, предупреждает Шибанов.
У ЦБ нет необходимости брать паузу в покупках валюты на рынке по бюджетному правилу, заверил Силуанов. (Так ЦБ поступил в 2018 г., когда валютный курс совершил непредсказуемый скачок.) Бюджетное правило разработано специально, чтобы валютный рынок по большей части игнорировал собственно цену на нефть, говорит Долгин. Но для рубля риски связаны не столько с нефтью, сколько с аппетитом портфельных инвесторов к риску развивающихся стран, и России в частности, предупреждает он. Но доля нерезидентов в облигациях федерального займа близка к историческому максимуму, указывает Долгин.
Представители Минэнерго, ОПЕК, «Роснефти», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы «Ведомостей».