«Газпром» обсуждает строительство газохимического комплекса на Ямале
Комплекс стоимостью $14,1 млрд может стать альтернативой экспорту по трубе«Газпром» оценивает проект производства полиэтилена на базе Бованенковского кластера месторождений, следует из материалов РФПИ, оказавшихся в распоряжении редакции.
Представитель РФПИ отказался обсуждать с Ведомостями подлинность материалов, заявив, что фонд считает направление нефте- и газохимии крайне перспективным для инвестиций и изучает несколько проектов в этой сфере, но не комментирует конкретные проекты.
«Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность сведений подтвердили два собеседника, знающих о проекте. Предварительная оценка общей стоимости – $14,1 млрд, он обсуждался с потенциальными зарубежными партнерами – саудовской SABIC и азербайджанской SOCAR – в конце 2019 г., знают два собеседника, а также федеральный чиновник, но чем завершились переговоры – не сообщают. Один из них сказал, что «Газпром» готовит детальную оценку экономики проекта.
В «Газпроме» от комментариев отказались. В SABIC и SOCAR не ответили на запросы «Ведомостей».
С другими партнерами проект не обсуждался, говорит федеральный чиновник, но в этом и нет необходимости: «В потенциальном консорциуме, кроме «Газпрома», уже есть один из главных мировых игроков на рынке газохимии [SABIC], крупнейший инвестфонд страны и компания, которая может стать в том числе технологическим партнером. Этого достаточно».
Новый проект «Газпрома» подразумевает строительство двух гигантских заводов – газоперерабатывающего и газохимического. Планируемая мощность первого – 40 млрд куб. м газа «с выделением 37,8 млрд куб. м [очищенного от примесей] метана, 2,3 млн т этана и 0,8 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ)». И этан, и СУГ станут сырьем для газохимического комбината, мощность которого составит 2,1 млн т полиэтилена. $9,9 млрд (70%) инвестиций предполагается привлечь в виде долгового финансирования, остальные затраты покроют инвесторы. «Момент принятия инвестиционного решения еще не близок, но проект детально проработан, и шансы на его реализацию высоки», – уверен федеральный чиновник.
Оценка стоимости отдельно взятого газоперерабатывающего завода – $4,3 млрд, газохимического комбината – $9,8 млрд. Эти цифры рассчитывались на примере аналогичного комплекса меньшей мощности, который SOCAR и Linde AG (немецкая компания, крупнейший в мире производитель промышленных газов и лицензиар технологий переработки газа и газохимии. – «Ведомости») планируют построить рядом с Баку, следует из материалов РФПИ.
Отдельно в материалах подчеркивается, что «опыт SOCAR и Linde подтверждает наличие эффективного инженерно-технологического решения для переработки газа с содержанием этана ниже 5%».
Указанные капитальные затраты на газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат на первый взгляд выглядят объективными, считает руководитель центра Rupec Андрей Костин. У «Газпрома» есть и более дорогие решения – Амурский ГПЗ (42 млрд куб. м в год, оценка стоимости – $20 млрд. – «Ведомости») и Балтийский ГПЗ (45 млрд куб. м в год и $13 млрд), соглашается он. Но в обоих случаях гораздо более высокие удельные затраты на мощность связаны с затратами на строительство дополнительной инфраструктуры, говорит Костин: «А в Усть-Луге еще и со строительством мощностей по сжижению газа». Удаленность Ямала может усложнить строительство, допускает Костин, но существенно увеличить общую стоимость не должна.
Строительство в Арктике не должно стать проблемой, полагает и федеральный чиновник: «У «Газпрома» на этих месторождениях хорошо развитая инфраструктура, есть готовая железнодорожная ветка, которая идет прямо до Бованенкова. После завершения стройки ее же наряду с Северным морским путем можно использовать для вывоза готовой продукции».
Инвестиции в нефте- и газохимию – общемировой тренд, который задали крупнейшие международные компании, например Shell, и подхватили национальные нефтегазовые компании, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Идея в том, чтобы снизить риски от падения спроса на топливо и снизить волатильность прибыли. Европейские компании в этом отношении, правда, пошли уже намного дальше и обещают сильно увеличить инвестиции в зеленую энергетику». Мировой спрос на газ продолжит расти, уверен Маринченко: «Но в отдельно взятой Европе при условии сохранения темпов развития возобновляемой энергетики потребление газа в ближайшие 10–15 лет может снизиться. Поэтому в СПГ- и газохимических проектах «Газпрома», а также в экспорте газа в Китай есть логика».
Строительство комплекса непосредственно в Арктике – идея неоднозначная, предостерегает Маринченко: «Продукты газохимии легко транспортировать наземным транспортом до портов. Но газохимия – не СПГ, низкие температуры не помогут экономить на издержках, а скорее их увеличат. А увеличение грузооборота через Северный морской путь не должно становиться самоцелью».
Экономика любого производства полиэтилена не блестяща и очень зависима от транспортного плеча, говорит и Костин: «Но в случае с производством на Ямале даже относительно высокая стоимость транспортировки по Северному морскому пути, вероятно, будет нивелирована очень низкими операционными расходами на добычу и химию как таковую. По себестоимости продукции с доставкой до ключевых рынков сбыта, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, ямальский проект может быть очень конкурентным, считает Костин.
Базой для проекта должны стать месторождения на полуострове Ямал, всего их там 32, суммарные запасы и ресурсы – около 26,5 трлн куб. м газа, по данным сайта «Газпрома». Компания делает ставку на развитие региона как нового центра газодобычи, где в перспективе планирует добывать 310–360 млрд куб. м газа ежегодно (вся добыча «Газпрома» в 2019 г. – около 500 млрд куб. м). Две трети должны обеспечить входящие в Бованенковский кластер Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское месторождения. Добыча пока ведется только на Бованенковском – в конце 2018 г. завершена третья стадия разработки месторождения с проектным уровнем 115 млрд куб. м в год. На Харасавэйском месторождении промышленную добычу предполагается начать в 2023 г., его освоение уже началось, на Крузенштернском – в 2025 г.
Кроме того, «Газпром» заключил с «Газпром нефтью» рисковые операторские соглашения, позволяющие последней начать разработку более глубоких, неоком-юрских, залежей на Бованенкове и Харасавэе. Предварительная оценка этих запасов – около 766 млн т нефтяного эквивалента, сообщалось в материалах «Газпром нефти» ко дню инвестора.
Исходя из заявленных параметров проекта речь идет о переработке газа, добываемого именно «Газпром нефтью» из неоком-юрских отложений, предполагает Костин. «Для извлечения такого количества этана из 40 млрд куб. м газа необходимо, чтобы его объемное содержание было не менее 5%, – делится он расчетами. – Но в верхних слоях и Бованенкова, и Харасавэя этана и других примесей гораздо меньше. В глубоких же залежах и конденсата, и, соответственно, ценных фракций в газе будет достаточно».
Обсуждался ли подобный сценарий монетизации запасов с «Газпром нефтью», в материалах РФПИ не указывается. В самой компании комментировать проект и раскрывать оценку стоимости разработки глубоких залежей Бованенкова и Харасавэя отказались.
В декабре собеседники «Ведомостей» рассказывали о другом газохимическом проекте на тех же месторождениях. Но тогда речь шла не о классическом этано-суговом пиролизе, а о производстве полиэтилена и полипропилена из сухого газа через промежуточный синтез метанола.
Исправленная версия. Уточнен комментарий РФПИ.