«Газпром» хочет построить гигантский газохимический комплекс на Ямале
В проект стоимостью около 1 трлн рублей может войти консорциум РФПИ и SABIC«Газпром» готовит проект строительства газохимического комплекса на полуострове Ямал. Речь идет о производстве полимеров на базе Бованенковского кластера месторождений, рассказали «Ведомостям» четыре человека, знакомых с планами концерна. Предполагаемая мощность завода – около 3 млн т полиэтилена и полипропилена в год, уточняют двое из них.
«Газпром» уже обсуждал привлечение в проект консорциума иностранных компаний во главе с РФПИ. Среди возможных участников проекта несколько собеседников называют саудовскую SABIC и азербайджанскую SOCAR. Встреча одного из зампредов «Газпрома» с саудитами и представителями российского инвестфонда, на которой прорабатывался этот вопрос, состоялась во время «Российской энергетической недели» в октябре. Предварительная оценка стоимости проекта составляет около $15 млрд (примерно 1 трлн руб.), говорит один из собеседников, но возможных сроков реализации проекта не называет.
Представители «Газпрома» и РФПИ отказались от комментариев. В SABIC и SOCAR не ответили на запросы «Ведомостей».
Бованенковский кластер включает в себя три месторождения – Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское. Они составляют основу нового центра газодобычи, в развитие которого на Ямале «Газпром» активно инвестирует последние 10 лет. В конце 2018 г. была завершена третья стадия разработки Бованенковского месторождения с проектным уровнем добычи 115 млрд куб. м в год. В 2023 г. компания рассчитывает начать промышленную добычу сеноманского газа на Харасавэйском месторождении, в 2025 г. – на Крузенштернском. Суммарная добыча, на которую рассчитывает выйти «Газпром», – около 180 млрд куб. м газа в год. Вместе с вовлечением в разработку более глубоких залежей компания собирается после 2030 г. довести добычу газа на кластере примерно до 217–223 млрд куб. м, что более чем вдвое превышает план на 2019 г. – 95,5 млрд куб. м. Сейчас «Газпром» добывает около 500 млрд куб. м. в год.
На первых порах темпы освоения кластера полностью совпадали с планами «Газпрома» по строительству и загрузке «Северного потока», а затем «Северного потока – 2». Но запасы компании на Ямале позволяют добыть много больше, чем требуется для заполнения новых экспортных газопроводов. «[На Ямале] достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить спрос на трубный газ, СПГ и газохимию построить», – цитировал в октябре замминистра энергетики Павла Сорокина «Интерфакс».
Правительство изучает несколько вариантов монетизации этих ресурсов, в том числе через газохимию, подтвердил федеральный чиновник.
С апреля этого года только с участием РФПИ и SABIC проводилась оценка минимум пяти различных проектов общей стоимостью около $20 млрд, знает он. Об одном из них – проекте «Газпром нефти» по запуску в Арктике производства этанола, полиэтилена, полипропилена – в октябре говорил курирующий Арктику вице-премьер Юрий Трутнев, оценивая его стоимость в 1,1 трлн руб.
Проект «Газпрома» отличается от привычной газохимической цепочки с переработкой газа на ГПЗ и выделением из него этана для производства полимеров. «Газпром» оценивает возможность строительства завода мощностью 3 млн т на основе технологии МТО, сказал собеседник. Эта технология позволяет производить этилен и пропилен из сухого газа через предварительное получение метанола, указывает руководитель центра Rupec Андрей Костин. Исходя из предполагаемой корзины продуктов и указанной мощности производства проект, вероятнее всего, должен быть реализован с использованием технологии МТО, соглашается директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Даже с учетом сложных арктических условий строительство подобного комплекса может обойтись «Газпрому» в $13–15 млрд, оценивает Костин.
Для Бованенковского кластера такая технология абсолютно оправданна, считает Костин: содержание этана в сеноманских залежах Бованенково и Крузенштернского минимально и для классической газохимии его не хватит. Технология, которой собирается воспользоваться «Газпром», давно набирает популярность в Китае, в России ею все интересуются, но пока подобных заводов никто не запустил, рассказывает Костин. Для получения 3 млн т полимеров «Газпрому» на промежуточной стадии необходимо будет производить около 4–4,2 млн т метанола, подсчитал он, для этого с избытком хватит 5 млрд куб. м сухого газа, которого на Ямале у «Газпрома» предостаточно.
«SABIC уже сейчас один из крупнейших газохимических концернов, но его ресурсная база становится все дороже, – говорит Костин. – Несмотря на относительно высокие капитальные затраты, интерес саудитов к проекту «Газпрома» скорее всего объясняется ожиданием очень низких операционных расходов. Очень дешевый газ и отсутствие затрат на его транспортировку могут дать проекту хорошее конкурентное преимущество».
Мировой спрос на полимеры будет расти на 5–6% в год, прогнозирует Акишин. Но мегапроект в дополнение к Амурскому газохимическому комплексу и еще одному в Усть-Луге, которые предполагается запустить в течение 3–5 лет, может создать дополнительное давление на цены, предполагает Акишин: «Учитывая, что сверхвысоких цен на полимеры в среднесрочной перспективе не ожидается, проекты могут начать конкурировать друг с другом, а это увеличивает риски их окупаемости».