«Транснефть» рассказала о планах развития крупнейшего российского порта

Большинство проектов монополии запоздали и малоперспективны, считают эксперты
«Транснефть» сообщила, как планирует развивать крупнейший портовый холдинг России – группу Новороссийский морской торговый порт (на фото)
«Транснефть» сообщила, как планирует развивать крупнейший портовый холдинг России – группу Новороссийский морской торговый порт (на фото) / Андрей Гордеев / Ведомости

«Транснефть» во вторник, 25 февраля, сообщила, как планирует развивать крупнейший портовый холдинг России – группу Новороссийский морской торговый порт (НМТП). «Транснефть» контролирует 60,6% НМТП, стратегию развития до 2029 г. совет директоров НМТП утвердил еще в декабре 2019 г.

За 10 лет (2020–2029 гг.) НМТП планирует инвестировать в портовые мощности 108,4 млрд руб., сообщила «Транснефть». В среднем это немного больше, чем тратила группа на инвестиции ранее, в 2016–2018 гг., например, ее капитальные вложения составляли от 6,8 млрд до 8,8 млрд руб. в год. Но большая часть инвестиций в ближайшем десятилетии пойдет на поддержание и реконструкцию существующих мощностей – 63,3 млрд руб., и лишь 45,1 млрд будут потрачены на новые проекты.

Таких проектов четыре: универсальный перегрузочный комплекс и новый контейнерный терминал в Новороссийске, терминал минеральных удобрений и терминал растительных масел, локация последних не названа, у НМТП есть дочерние порты в Приморске и Балтийске. Эти проекты увеличат годовую мощность группы на 21,8 млн т.

Расширять профильные для «Транснефти» и ключевые для своего бизнеса мощности по перевалке нефти НМТП не планирует, следует из презентации «Транснефти». В 2019 г. группа НМТП обработала 142,5 млн т грузов, 79,4% этих объемов пришлись на нефть и нефтепродукты.

Никаких сюрпризов новая стратегия не содержит, ироничен человек, близкий к конкурирующему портовому оператору: «Транснефть» все годы с покупки НМТП в 2010 г. была сосредоточена на перевалке нефти, сейчас эти мощности избыточны, а в других грузовых сегментах прорывные проекты придумать трудно – их и нет.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров согласны, что нефтеналивные мощности НМТП избыточны и расширения не требуют.

«Дополнительные контейнерные терминалы в Новороссийске также не нужны. В прошлом году группа «Дело» запустила в Новороссийске новый причал для обработки контейнеров, мощности в порту избыточны», – говорит Сахнова. «Группа «Дело» Сергея Шишкарева в конце 2019 г. купила у РЖД «Трансконтейнер», крупнейшего железнодорожного перевозчика контейнеров. «Дело» – самый эффективный игрок в перевалке контейнеров, поэтому окупаемость других проектов в Новороссийске вызывает сомнения», – согласен Бурмистров.

«Дело» в 2019 г. перевалило в Новороссийске 375 000 TEU при мощности контейнерного терминала в 700 000 TEU. Крупнейший российский игрок Global Ports (активы на Северо-Западе и на Дальнем Востоке) при мощности терминалов в 2 млн TEU в 2018 г. (за 2019 г. показателей еще нет) обработал 1,35 млн TEU.

Будут востребованы терминалы по перевалке растительных масел в Новороссийске и минеральных удобрений, считает Сахнова: таких мощностей не хватает, плюс Новороссийск близок к крупным российским производствам и к крупным импортерам российских масел – странам Ближнего Востока, Египту.

«Терминалы по перевалке генеральных грузов и растительных масел присутствовали в стратегии НМТП еще в 2015 г., здесь ничего нового. Перевалку генеральных грузов и удобрений планирует развивать группа ОТЭКО в порту Тамань, поэтому целесообразность этих проектов НМТП также вызывает вопросы, возможно, компания с ними запоздала», – продолжает Бурмистров.