Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из «Дружбы»

Александр Лукашенко грозит откачивать до 2 млн тонн в месяц
Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из нефтепровода «Дружба»
Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из нефтепровода «Дружба» / TASS

Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из нефтепровода «Дружба», если Россия не поставит утвержденный балансом объем нефти, заявил в пятницу, 14 февраля, президент Белоруссии Александр Лукашенко (его слова передает государственное агентство БелТА). «Транзит нефти через Беларусь идет в плановом порядке», – сказал в пятницу представитель «Транснефти».

Межправительственное белорусско-российское соглашение предусматривает поставку 24 млн т нефти в год из России в Белоруссию, или 2 млн т в месяц, напомнил Лукашенко. В январе, по его словам, поставили 500 000 т нефти. «Если не поставят в феврале, будем до 2 млн т добирать», – предупредил Лукашенко.

Эту позицию Лукашенко также озвучил на прошедших 7 февраля в Сочи переговорах с президентом России Владимиром Путиным, отметил белорусский президент, добавив: «Я никого не шантажировал».

С 1 января 2020 г. российские нефтяные компании прекратили поставки нефти в Белоруссию. Они не смогли заключить контракты с «Белнефтехимом» из-за разногласий в цене. Белорусская сторона недовольна идущим в России налоговым маневром, в результате которого снижается экспортная пошлина, но растет налог на добычу полезных ископаемых. Россия поставляла белорусской стороне нефть без пошлины. Из-за налогового маневра и повышения мировых цен на сырье стоимость нефти для белорусских НПЗ вырастет более чем на $20 за 1 т, или на 5% к цене 2019 г., заявлял «Белнефтехим». Белорусской госкомпании удалось договориться лишь с «Русснефтью» и «Нефтисой» из группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. В январе они поставили на белорусские НПЗ 750 000 т сырья, в феврале поставят еще 450 000 т. «Газпром нефть» готова обсуждать с Белоруссией разные схемы поставок нефти, в том числе давальческую, говорил 12 февраля гендиректор компании Александр Дюков.

$330 млн

во столько оценивают потери Белоруссии из-за налогового маневра в России.
$130 млн из этой суммы – потери бюджета, почти $200 млн – потери нефтеперерабатывающих заводов, говорил премьер-министр Белоруссии Сергей Румас 

Лукашенко пытается выторговать лучшие условия для покупки нефти и засыпать Москву угрозами, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он отметил, что нефть остается собственностью нефтяных компаний на протяжении всего трубопровода. «Если Минск будет забирать нефть из трубы, к Белоруссии пойдут иски о незаконной экспроприации нефти от десятков компаний», – говорит Юшков.

Лукашенко ссылается на индикативный баланс, по которому Россия должна прокачивать на НПЗ 24 млн т нефти, но Россия не обязана это делать, это технологическая возможность прокачки и, чтобы ее реализовать, Белоруссия должна заключить коммерческие контракты с российскими поставщиками, отмечает Юшков. Но даже если сейчас Минск подпишет такие контракты, оператор белорусского участка трубы «Гомельтранснефть Дружба» (оператор нефтепровода в Белоруссии) не сможет прокачать на белорусские НПЗ 2 млн т нефти в месяц, потому что Белоруссия уже начала отгружать из веток трубы буферную технологическую нефть, лишив себя возможности нормально получать сырье, указывает Юшков.

Александр Лукашенко
президент Белоруссии

«Беларусь продолжит диверсифицировать закупки [нефти], чтобы каждый год 31 декабря не стоять на коленях». «Интерфакс», 14.02.2020

Поскольку Россия и Белоруссия до сих пор не согласовали условия поставки и транзита нефти в текущем году, теоретически правовая ответственность за отбор транзитной нефти в пользу белорусских НПЗ может быть не установлена, рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. В отсутствие договора Белоруссия не имеет законных оснований для отбора нефти, однако в сложившихся условиях она выбирает достаточно провокационный, но относительно безопасный для себя шаг, полагает он: «Если Лукашенко исполнит свое обещание, многое будет зависеть от отобранных объемов – полагаю, что Россия не захочет доводить ситуацию до того, когда нефть начнут недополучать потребители из Европы, и в этом случае Россия как поставщик будет инициировать новые переговоры с белорусской стороной для поиска компромисса».

Через Белоруссию в год прокачивается 70 млн т нефти – на республиканские заводы и транзитом в Европу («Белнефтехим» сообщал о прокачке 63 млн т в 2019 г. – «Ведомости»), рассказал Лукашенко: «И они [Россия] не имеют никаких проблем. Мы добросовестно, честно качаем эту нефть». Также Белоруссия обсуждает с польскими партнерами возможность закупать нефть с реверсной поставкой из Гданьска по одной из веток «Дружбы», сказал Лукашенко.

«В Беларуси рассматривают вариант поставок нефти из ЕС реверсом по одной из веток нефтепровода «Дружба». Тогда уже не Россия будет по нему поставлять нефть на Запад, а Беларусь – качать из Европы», – заявил Лукашенко. По его словам, в Гданьске Белоруссия может покупать сырье у Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и США. Как ранее объяснял Лукашенко, для этого нефть придется завозить в Польшу по морю, а транзит российской нефти при реверсной работе «Дружбы» снизится до 20 млн т в год. «Гомельтранснефть Дружба» подтверждала, что обсуждает с Польшей механизмы реверсной прокачки нефти из Гданьска на Мозырский НПЗ.

«У Польши сегодня нет технической возможности качать нефть к себе и от себя одновременно, но она может делать это с остановками. Допустим, неделю качаем на Мозырь, а три недели – из Мозыря. То есть это вполне технически реализуемая задача, если Польша пойдет навстречу. Мы это обсуждаем», – говорил первый заместитель гендиректора, главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.

С начала года между Россией и Белоруссией нет договора, регулирующего условия транзита нефти, белорусский оператор в одностороннем порядке повысил на 6% тариф на прокачку, напоминает партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт. Он предполагает, что стороны действуют в условиях некоей долгосрочной правовой неопределенности. Без долгосрочного контракта, закрепляющего за белорусским оператором обязанности по транзиту определенного объема нефти, последствия от такого шага (реверсная поставка с ограничением транзита) для Белоруссии скорее всего ограничатся политическими и, возможно, экономическими рисками, а не правовыми, предполагает Вериго.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, представители российского Минэнерго, «Белнефтехима» не ответили на запросы «Ведомостей».