Белоруссия ищет замену российской нефти
Страна уже давно пытается закупать сырье в других странах, но выходит дорожеБелоруссия направила коммерческие предложения о покупке нефти на Украину, в Польшу, Казахстан, Азербайджан и страны Балтии, заявил во вторник первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой. «Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме. Думаю, здесь мы тоже скоро получим альтернативные варианты поставки конкретной нефти», – цитирует слова чиновника агентству «БелТА».
Латвия готова участвовать в проектах по реверсным поставкам нефти в Белоруссию, эта тема между сторонами обсуждается постоянно, подтвердил посол Латвии в Белоруссии Эйнарс Семанис. Азербайджан готов поставлять нефть Белоруссии, переговоры по этому поводу были, но пока конкретного решения нет, сообщил «РИА Новости» официальный представитель госнефтекомпании Азербайджана Ибрагим Ахмедов.
Министерства энергетики Украины, Казахстана, Польши и Литвы, а также Белорусская нефтяная компания не ответили на запросы «Ведомостей».
Сейчас единственным поставщиков нефти в республику остается Россия. Всего в год по трубопроводу «Дружба» в Белоруссию и далее транзитом в страны Европы отечественные компании поставляют около 50 млн т, из которых 24 млн т беспошлинно получает Минск. При условии равномерности поставок в течение года только в 2019 г. отсутствие пошлины в цене закупаемой нефти дало Белоруссии экономию около $1,67 млрд. 18 млн т страна перерабатывает на своих НПЗ, оставшуюся часть нефти экспортирует, при этом пошлину (около $418 млн в 2019 г.) Минск забирает себе.
«Речь идет о поставках нефти железнодорожным транспортом из портов на Балтике, а также о задействовании для альтернативных поставок нефтепровода «Дружба». 31 декабря 2019, «БелТА»
С 1 января 2020 г. поставки прекратились, так как российские компании не смогли заключить контракт с государственным «Белнефтехимом» – стороны не смогли договориться о стоимости сырья. Белоруссия добивается отмены премии (около $10 в 2019 г.) к цене беспошлинных поставок, объясняя это подорожанием сырья из-за изменения системы налогообложения нефтяной отрасли в России. В 2017 г. российское правительство решило, что экспортная пошлина к 2024 г. будет поэтапно обнулена, при этом пропорционально увеличатся поступления от налога на добычу полезных ископаемых. В результате российский бюджет будет получать доход от добычи нефти, а не факта ее экспорта. Для Минска это означает увеличение цены российской нефти и потерю доходов от ее реэкспорта.
Пока на поставки нефти в Белоруссию без премии к цене согласилась только группа «Сафмар» Михаила Гуцериева.
Белоруссия уже не первый раз пробует найти альтернативу российским поставкам нефти. Ранее она пыталась закупать сырье в Венесуэле, Казахстане, Иране, но это было невыгодно. Собственная добыча в стране колеблется на уровне около 1,7 млн т в год.
Нефть от альтернативных поставщиков окажется дороже, поэтому экономического смысла приобретение у них значимых объемов сырья не имеет, говорит главный стратег «Универ капитала» Дмитрий Александров. «Тема закупок у альтернативных поставщиков возникает не впервые и всегда была связана с ходом переговоров по пошлинам и проблемой реэкспорта», – говорит Александров. Даже с учетом отмены беспошлинных поставок российская нефть для Белоруссии останется наиболее выгодной по цене, считает начальник отдела инвестиций «БКС брокера» Нарек Авакян: «Только Казахстан и Азербайджан могут предоставить сырье по схожим ценам, но с учетом пошлин, логистических и прочих издержек как минимум на 10% эта нефть будет дороже российской».
«Маловероятно, что Белоруссии может быть выгоднее покупать нефть где-то еще, кроме России», – уверен партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. Однако это не значит, что Белоруссия не может подписать альтернативные контракты и действительно начать делать закупки где-то еще, подчеркивает эксперт. «Если вспоминать опыт с газом и Украиной, то во времена Виктора Януковича (бывший президент Украины. – «Ведомости») был вполне реализуемый план снижения зависимости от российских поставок, который в той или иной степени был реализован», – приводит пример Панин. В данной ситуации речь идет не столько о финансовой выгоде, сколько о политическом принципе: и у Лукашенко вполне хватит решимости пойти на принцип, если все остальные варианты покажутся ему еще хуже, заключает эксперт.