Российские пивовары разругались из-за розничных цен

Крупнейшие производители – «Балтика», Heineken и AB InBev Efes – решили выйти из Союза российских пивоваров
PIXABAY

Три крупнейших в России производителя пива – «Балтика» (входит в Carlsberg Group), Heineken и AB InBev Efes – сообщили о выходе из Союза российских пивоваров (СРП). Причина – принципиальные разногласия с другими членами союза по поводу борьбы с нелегальным рынком, включая вопросы государственного регулирования цен, рецептурных ограничений и дифференцированных акцизов, сообщили они. Наличие разногласий подтвердила пресс-служба союза: представители компаний покинули общее собрание 11 февраля.

В СРП более 90 компаний, однако самые крупные из них как раз «Балтика», Heineken и AB InBev Efes, они входят в транснациональные корпорации и на них приходится около 70% производства в России. Одна из целей союза – формирование и донесение позиции отрасли до чиновников и законодателей, сказано на сайте союза.

Вопрос, вызвавший наибольшие противоречия, – необходимость введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво, говорят несколько участников собрания. «Балтика», Heineken и AB InBev Efes против введения этой меры, потому что считают неэффективной для борьбы с нелегальным рынком, но большинство оставшихся членов союза ее поддерживают. Поэтому общая позиция оставшихся членов союза теперь заключается в том, чтобы поддержать МРЦ, указывает директор по корпоративным вопросам Heineken в России Кирилл Болматов.

Ввести МРЦ на пиво (вслед за водкой, коньяком и игристым вином) еще в 2018 г. предложил руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Алешин для борьбы с контрафактом. Позже идею поддержала и общественная организация «Опора России», предложив МРЦ не менее 75 руб. за 1 л. Введение минимальной цены позволило бы снять риски распространения безакцизной пивной продукции, серого импорта и др., объясняла организация. Однако директор по правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев убежден, что все дело в конкурентной борьбе между небольшими и крупными производителями. Источник в одной из компаний – производителей пива поясняет, что крупные корпорации имеют возможность продавать свою продукцию значительно дешевле, чем небольшие производители, и поэтому не заинтересованы в введении минимальной цены. В свою очередь шеф-пивовар компании «Таркос» (член СРП) Дмитрий Тарасевич введение МРЦ поддерживает: «Борьба между участниками рынка приводит к очень низким ценам на пиво, в итоге это провоцирует появление дешевой серой продукции в несетевых магазинах».

С инициативами о введении МРЦ выступает бизнес-сообщество, говорит представитель Минфина. Но сейчас нет принятых решений о введении МРЦ на пиво, их установление регламентируется договором  ЕАЭС

Дурдыев настаивает, что «коммерческие вопросы должны быть за пределами повестки союза и AB InBev Efes как часть глобальной компании не может участвовать в их обсуждении». По его мнению, союз должен работать на благо индустрии, а не отдельных ее участников и не затрагивать вопросы конкуренции. «Мы готовы обсуждать важные для отрасли вопросы, государство не должно вмешиваться в вопросы, касающиеся ценообразования», – согласен Болматов.

МРЦ не единственная причина разногласий между транснациональными компаниями и другими членами союза, говорят три присутствовавших на собрании человека. Еще один вопрос – это изменение требований к составу пива, которые вводятся с 2021 г.: новый технический регламент позволит заменять зерном и сахаросодержащими продуктами не 20% солода, как сейчас, а 50%. Опасения ряда небольших компаний связаны с тем, что крупные производители смогут таким образом снижать себестоимость и удешевлять продукцию, говорили они ранее «Ведомостям». Крупные пивовары же ранее отмечали, что такой состав пива позволит производителям быть более гибкими и креативными в вопросах рецептуры. Впрочем, этот вопрос стоит не так остро, как МРЦ, изменение рецептуры участники рынка воспринимают по-разному, оно не всегда связано со снижением себестоимости, говорит Тарасевич. Сейчас совместно с бизнесом прорабатываются вопросы целесообразности изменений в Технический регламент, говорит представитель Минфина. 

Это не первый случай разногласий в СРП. В 2010 г. союз покинуло «Очаково». Причиной выхода стало то, что многие компании (исключая «Очаково») при производстве используют зерно и сахар, а не солод, говорил тогда президент компании Алексей Кочетов. Он, в частности, обвинял союз в неспособности отстоять способы производства пива традиционных сортов. «Союз называется «российский», а в него входят одни иностранные компании», – сказал тогда Кочетов.