Минфин не поддерживает минимальные цены на пиво
Установить их просили небольшие пивоварыВведение минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво при отсутствии лицензирования розничных продаж этого товара нецелесообразно. Такая позиция замминистра финансов Ильи Трунина отражена в протоколе заседания межведомственной рабочей группы по совершенствованию регулирования алкогольного рынка, состоявшегося в конце апреля. «Ведомости» ознакомились с копией документа; достоверность его содержания подтвердили несколько участников встречи – свои экземпляры они получили на прошлой неделе.
Механизм МРЦ работает только при наличии эффективных инструментов администрирования, объясняет представитель Минфина: сейчас для продажи любого алкоголя, кроме пива, требуется лицензия и ее можно потерять при нарушении закона. Впрочем, по его словам, окончательных решений по вопросу минимальных цен на пиво не принято.
О необходимости введения МРЦ осенью 2018 г. сообщил руководитель Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Алешин: с таким предложением в службу обратились участники пивоваренного рынка. Позже идею поддержала и общественная организация «Опора России», предложив МРЦ не менее 75 руб. за 1 л; сегодня, по ее данным, пиво в стране продается по 30–50 руб.
На апрельской рабочей группе МРЦ поддержали РАР и «Опора России», говорят два ее участника. Правда, в протоколе эта информация не отражена, сетует член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Решение о введении МРЦ принимает Минфин, напомнил представитель РАР. По словам Небольсина, МРЦ позволит бороться с серой пивной продукцией, т. е. с которой не платится акциз. С МРЦ регулятору проще выявлять неплательщиков акцизов, поставляющих дешевое пиво, согласен совладелец пивоварни Gletсher Игорь Хавский. Его пивоварня отгружает пиво в среднем по цене 100–120 руб. за 1 л.
Отсутствие лицензирования пива вовсе не препятствие для МРЦ, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: всегда можно ввести дополнительную ответственность, не связанную с отзывом лицензии. Кроме того, отгрузка пива с производства фиксируется в ЕГАИС, как и его поступление из оптового звена в розницу, это позволит блокировать отгрузку ниже минимальной цены и не допустить демпинговых цен и в рознице, считает Небольсин. По его мнению, МРЦ доказала свою эффективность в других видах алкоголя: водке, коньяке и игристом вине.
Крупные пивоваренные компании, напротив, считают МРЦ избыточной мерой. За благой идеей «якобы обеления рынка» стоят абсолютно коммерческие мотивы тех производителей, которые не могут дать сетям и потребителю скидки на свой товар, считает директор по корпоративным отношениям AB Inbev Efes Ораз Дурдыев. По промоакциям продается около 50% пива, средняя глубина скидки составляет 22,6%, напоминает директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич. Небольшие пивовары не могут себе позволить массовых скидок из-за меньших продаж и ассортимента – значит, отсутствие МРЦ дает преимущество транснациональным компаниям, уверен Дробиз.
При этом минимальная цена не поможет обелить рынок пива, уверен представитель «Балтики» (входит в Carlsberg Group) Алексей Кедрин: контрафактного и суррогатного пива в стране нет, а размер нелегального рынка (без акциза и фиксации в ЕГАИС) не превышает 7–8% и он снижается.
Минимальная цена сделает пиво дороже, его продажи снизятся, в итоге государство недополучит акцизов, сократятся рабочие места, товарооборот сетей сократится, потребитель сместит свой спрос в сторону крепкого и суррогатного алкоголя, рассуждает Дурдыев. МРЦ лишь создаст дополнительные преференции для нелегальных производителей – при отсутствии качественного контроля это увеличит разницу в маржинальности легальных и нелегальных производителей, отмечает Кедрин.
Против МРЦ и розничные сети. Для борьбы с контрафактом минимальная цена на пиво нецелесообразна – «Лента» работает только с легальной продукцией, говорит ее представитель, зато так компания и ее партнеры будут ограничены в промоактивностях, которые часто являются единственным способом продвижения продукции. Средняя стоимость литра пива в «Ленте», по ее данным, около 100 руб. Цена – один из ключевых факторов при покупке товаров, поэтому важно учитывать мнение и интересы всех участников рынка, чтобы не допустить роста цен и снижения продаж, указывает представитель «Магнита».
Пивной рынок сокращается много лет – и, по мнению пивоваров, во многом из-за усиления регулирования. При этом долю теряют именно транснациональные компании, напоминает Дробиз: если в 2007 г. они занимали 92%, то по итогам 2018 г. – 70%. Потребители все чаще предпочитают локальные бренды федеральным, объясняет он.