«Норникель» пытается не допустить резкого роста цен на палладий
Компания опасается, что тогда потребители найдут более дешевую замену«Норникель» планирует увеличить продажи палладия в слитках инвестиционного качества вместо порошков, которые используются промышленными потребителями. Это должно снизить дефицит на рынке металла и волатильность цен, передало Bloomberg со ссылкой на директора департамента маркетинга компании Антона Берлина. «Норникель» в 2020 г. поставит дополнительные 96 000 унций палладия в слитках из своих запасов, добавил топ-менеджер.
«Норникель» – крупнейший в мире производитель палладия: на него приходится 39% глобального производства. 34,6% акций компании контролирует через структуры «Интерроса» ее президент Владимир Потанин.
В этом году компания планирует произвести 2,73 млн унций. Какая доля будет продана в слитках, Берлин не уточнил. По оценкам старшего директора АКРА Максима Худалова, ранее порядка 10% продаж компании приходилось на палладий в слитках. Очевидно, что выпуск палладия в слитках будет расти: 96 000 унций недостаточно, чтобы снять ажиотаж на рынке, подчеркивает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. Сам «Норникель» прогнозирует, что глобальный дефицит палладия в этом году может составить 500 000 унций.
Берлин говорит, что на рынке возник палладиевый пузырь, созданный финансовыми спекулянтами, а это создает риски для отрасли. В 2019 г. палладий подорожал почти на 50% до $1987,5 за унцию. За первый месяц 2020 г. цены на него выросли еще на 15%. 29 января унция палладия стоила $2272,5. Эксперты прогнозируют дальнейший рост. К примеру, аналитики Bank of America ожидают, что в этом году палладий подорожает до $3500 за унцию.
Основной причиной роста цен является опасение, что производители металла не смогут удовлетворить растущий спрос на палладий со стороны автоконцернов. Ведь 85% палладия потребляет автомобильная промышленность, металл применяется в катализаторах для очистки выхлопных газов, указал Берлин. Но на самом деле спрос со стороны промышленности растет не так быстро. Самый сильный спрос на палладий наблюдается со стороны финансовых инвесторов, сказал Берлин. Но им нужны слитки, а не основной продукт «Норникеля» – палладий в порошках.
Поэтому компания и планирует продавать слитки своим обычным клиентам. А те смогут использовать их в финансовых операциях – к примеру, для обеспечения по кредитам. Поставляя на рынок больше слитков, чем порошков, компания рассчитывает снизить волатильность на рынке, замечает Берлин. «Рекордные цены на палладий возродили опасения, что потребители начнут искать более дешевые альтернативы и переходить на другие металлы, например на платину. Хотя пока признаков этого на рынке нет», – цитирует Bloomberg его слова.
Цены на палладий растут с 2016 г. из-за ужесточения экологических требований к автомобилям и перехода на бензиновые двигатели после «дизельгейта», случившегося в 2015 г. С тех пор он подорожал почти в 4 раза. Осенью 2017 г. палладий впервые за 16 лет стал дороже платины, а сейчас разрыв в цене между ними двукратный. Рынок палладия дефицитный с 2011 г. В разные годы дефицит колебался от 0,2 млн до 1,2 млн унций (в 2016 г.).
«Норникель» заинтересован в стабильных ценах на металл без спекулятивных скачков, говорит Ализаровская. Ведь все понимают, что пузырь рано или поздно сдувается.
Цены на палладий более чем вдвое превышают себестоимость его производства. Это плохой знак, указывает директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков: бывало множество примеров, когда резкий рост цен на металлы завершался столь же резким обвалом. Например, в 2007 г. никель подорожал до $50 000 за 1 т. В итоге производители нержавеющей стали перешли на сорта с меньшим содержанием никеля, а Китай нарастил производство никельсодержащего чугуна. После этого металл подешевел в 5 раз, вспоминает эксперт. В 2011 г. аналогичная ситуация произошла с серебром: цены на него взлетели до $35 за унцию на ожиданиях роста потребления производителями компонентов для солнечных электростанций. В итоге такая высокая цена привела к поиску замены, а серебро подешевело в 2 раза. «Промышленный спрос растет медленно, поэтому время на поиск альтернативного металла всегда будет», – замечает Халиков. Тот же палладий автопром может заменить на платину. Оба металла очень близки по химическим свойствам. К тому же когда-то палладий начали использовать в автопроме именно потому, что он был дешевле платины, напоминает Халиков.