Суд в Калмыкии объявил Елену Батурину в розыск

Представители Батуриной считают это этапом рейдерской атаки на нее
Елена Батурина
Елена Батурина / Сергей Савостьянов / ТАСС

Мировой судья в Элисте объявил бывшую владелицу компании «Интеко» и самую богатую женщину России (Forbes оценивает ее состояние в $1,2 млрд) Елену Батурину в розыск в качестве обеспечительной меры по делу о клевете, где она проходит как ответчик. Постановление датировано 27 декабря, «Ведомости» ознакомились с его копией (содержание подтвердил представитель Батуриной). Заявитель по делу – арбитражный управляющий имуществом Виктора Батурина Эренцен Манжеев также подтвердил, что суд объявил Батурину в розыск и обязал ее явиться в суд.

В начале сентября Манжеев обратился в суд и попросил привлечь Батурину к уголовной ответственности по делу о клевете. Он просил суд избрать для нее меру пресечения в виде домашнего ареста, но суд не увидел для этого оснований, указано в документе. В постановлении судьи не говорится, какое именно заявление Батуриной оспаривает Манжеев («Ведомости» запросили комментарии истца о сути спора). Обосновывая свое решение объявить Батурину в розыск, судья пишет, что это необходимо для ее участия в судебном процессе. Все предыдущие уведомления о необходимости явиться в суд Батурина проигнорировала, а ее заявление с просьбой рассмотреть спор в ее отсутствие с участием ее представителей суд не учел по формальным требованиям (не было даты).

Розыск, но не арест

Объявление в розыск не означает автоматического ареста. После вынесения судом или следователем постановления о розыске его направляют в полицию, которая и занимается поиском, в том числе вносит в базу разыскиваемых лиц, поясняет старший партнер ЗКС Андрей Гривцов. «При задержании человека доставляют к инициатору розыска, но арестовывают его только в случае объявления в международный розыск. В этом случае человек может быть задержан на территории других государств, после чего может начаться процедура экстрадиции. Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается только по судебному решению», – отмечает он.

Представитель МВД Калмыкии сказал «Ведомостям», что ведомство пока не получало постановление элистинского судьи.

Комментарии сторон

А1 приобрела права требования к Виктору Батурину в декабре 2018 г., говорил ранее «Ведомостям» представитель А1. Перед этим, по его словам, юристы А1 детально изучили обстоятельства утраты Виктором Батуриным и приобретения Еленой Батуриной акций ЗАО «Интеко». «При детальной проверке выяснилось, что какие-либо письменные документы, оформлявшие переход 25% акций ЗАО «Интеко» от брата к сестре, отсутствуют, доказательства оплаты – тоже», – отмечал представитель А1. Батурина, по его словам, имеет перед братом невыплаченный долг в результате приобретения принадлежавших брату 25% акций ЗАО «Интеко». Выплата ею этого долга позволит удовлетворить требования всех кредиторов Виктора Батурина, включая Sarrio, Россельхозбанк, ФНС и др.

Елена Батурина представила в апелляцию нотариально заверенное заявление о рассмотрении этого уголовного дела в свое отсутствие, пояснил Манжеев. «Я очень рад, что суд апелляционной инстанции дал указание рассмотреть дело по существу. Сегодня такое пожелание наконец было прямо выражено как со стороны Елены Николаевны, так и ее защиты», – отметил он. Представитель Батуриной заявил «Ведомостям», что постановление калмыцкого судьи незаконно и будет обжаловано. По его мнению, судья «грубо игнорирует присутствие в суде адвокатов Батуриной». «Данное постановление – это очередной этап рейдерской атаки на Батурину со стороны структур А1 Михаила Фридмана, использующих ее давнего оппонента – Виктора Батурина и его необоснованные требования», – сказал он.

Виктор Батурин заверил «Ведомости», что к решению калмыцкого судьи отношения не имеет.

Бизнес-интересы Батуриной

Батурина инвестирует в девелоперские инвестфонды в Европе и США. Рыночную стоимость активов Батуриной в этих фондах ее представитель оценивал Forbes год назад в $500 млн. Сама Батурина в интервью «Дождю» в 2013 г. рассказывала про один из своих фондов – это Queensgate Investments (партнерство трех крупных и хорошо известных на рынке недвижимости Великобритании компаний).

В 2017 г. Елена Батурина вошла в число попечителей Фонда мэра Лондона Садика Хана, который помогает юным лондонцам из бедных семей, однако в 2019 г. вышла из него.

В 2018 г. Батурина совместно с LJ Investments выделила средства на строительство двух центров психологической помощи больным раком Maggie’s, это позволило открыть новый центр в больнице Святого Варфоломея и начать строительство второго центра при больнице Royal Marsden (оба медицинских учреждения специализируются на онкологических заболеваниях), писал Forbes. Она также совладелец немецкой компании Hightex, производящей мембранные конструкции для спортивных объектов, и инвестор девелоперских фондов с проектами в Европе и США. В 2019 г. стало известно, что Батурина занялась сыродельным бизнесом, ей принадлежит английская компания Artisan Farm Ltd, выпускающая бри и гауду под брендом Beau Farm.

Российский Forbes оценивал состояние Батуриной в $1,2 млрд.

Конфликт Елены и Виктора Батуриных

Манжеев – это финансовый управляющий брата Батуриной Виктора, с которым она уже долгие годы конфликтует из-за активов – компании «Интеко», у истоков которой он стоял. За последние десять лет бизнесмен участвовал более чем в 10 судебных тяжбах, подсчитали «Ведомости», однако все они обычно заканчивались не в его пользу.

Наоборот, самого Батурина в 2013 г. Гагаринский суд Москвы приговорил к семи годам лишения свободы по делу о мошенничестве с векселями «Интеко», а позже его признали банкротом. В январе 2016 г. Верховный суд Калмыкии досрочно освободил его из колонии. В 1990-х гг. Батурин в течение года возглавлял правительство республики. В 2018 г. Манжеев требовал взыскать в пользу Батурина убытки на 7,3 млрд руб., но безрезультатно.

Конфликт Батуриных длится с 2006 г., когда супруга мэра Москвы Юрия Лужкова выгнала своего брата из компании. Ему достались 50% акций дочерней «Интеко-агро» и строительный бизнес в Сочи. Бизнесмен требовал через суд законного оформления увольнения и полагающихся компенсаций, но добиться этого не удалось.