Аптеки начнут торговать рецептурными лекарствами под своим брендом
В сетях группы «Эркафарм» – «Доктор Столетов», «Озерки» и других – они появятся в следующем годуОдна из крупнейших аптечных сетей – «Эркафарм» начнет продавать рецептурные лекарства под собственным брендом, рассказала «Ведомостям» гендиректор ГК «Эркафарм» Анастасия Карпова.
У группы будет 38 собственных брендов, сообщила она. Один из них, «Эркафарм», объединит недорогие препараты – например, валериану в таблетках, активированный уголь, перекись водорода. 70 препаратов под этим брендом уже в продаже, отмечает Карпова. В 2020 г. группа начнет продавать еще 150 рецептурных и нерецептурных лекарств, в том числе антибиотики. В планах до конца 2021 г. запустить свои препараты во всех категориях лекарств. Они будут в среднем на 25% дешевле известных брендов, обещает Карпова: не будет трат на маркетинг и продвижение, наценки за бренд.
Лекарства для «Эркафарма» производят Solopharm, «Фармакор», Московский эндокринный завод, «Люми» и др., говорит Карпова. Представитель «Фармакора» подтвердил сотрудничество. Представитель Московского эндокринного завода отказался от комментариев, остальные не ответили на запросы «Ведомостей».
Пока «Эркафарм» продает такие препараты только в своих аптеках – «Доктор Столетов», «Озерки» и др. Но в будущем компания планирует продавать такие лекарства и в аптеках других сетей, рассказывает Карпова.
Это первый случай в России, когда аптеки начнут продавать рецептурные лекарства под своим брендом, говорят гендиректор фармпроизводителя Stada Иван Глушков и гендиректор исследовательской компании DSM Group Сергей Шуляк. До прошлого года такое было невозможно, потому что законодательство запрещало производить на одном заводе два и более препарата с одним действующим веществом под разными названиями.
2–3%
доля лекарств и других товаров под собственным брендом в общем объеме аптечных продаж, по данным DSM Group
Сейчас продукция под собственным брендом приносит «Эркафарму» 10% выручки. По словам Карповой, в планах – за два года увеличить ее до 20%, в том числе за счет оптовых продаж другим сетям. По оценке Карповой, выручка «Эркафарма» от продажи препаратов под своими брендами в 2020 г. превысит 1 млрд руб.
Продажа рецептурного лекарства под брендом аптеки не лучшая идея, считает Шуляк. По его словам, обычно производители платят аптекам за достижение определенных продаж их продукции. Если сеть производит препараты сама, то она не будет получать бонусы за продажу аналогов от других производителей. Также аптеки возьмут на себя риск продаж своих лекарств, отмечает Шуляк.
Запуск производства рецептурных препаратов под своим брендом – правильный и своевременный шаг, спорит Глушков. Пациенты все чаще приходят с рецептами не на бренд, а на действующее вещество. К 2024 г. в России в рамках нацпроекта «Здравоохранение» должна заработать система электронного рецепта, в котором указано только действующее вещество. Так как препараты подбирает провизор – он в первую очередь будет советовать свои лекарства. Это обеспечит аптекам стабильные продажи, считает Глушков.
Конкуренты пока не спешат следовать примеру «Эркафарма». «Неофарм» и «Ригла» в ближайшее время не планируют продавать рецептурные лекарства под собственным брендом, говорят их гендиректора Евгений Нифантьев и Александр Филиппов. Чтобы выпускать лекарства по договору с заводом, аптеке нужно получить на каждый препарат регистрационное удостоверение, знает Нифантьев. Это долго, 1–2 года, а процедура дорогая, отмечает он. «Ригла» не видит смысла в продаже рецептурных препаратов под своим брендом, добавляет Филиппов: большинство действующих веществ уже представлены в лекарствах разных производителей.