В списке крупнейших поставщиков лекарств в России впервые появился новичок

«Дочке» «Аптечной сети 36,6» помогли госзакупки
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

ООО «Джи ди пи», которое принадлежит «Аптечной сети 36,6», заняло 11-е место в рейтинге фармацевтических дистрибуторов, который с 2004 г. составляет аналитическое агентство DSM Group. Это первый новичок за всю историю рейтинга – до сих пор компании только покидали его, отмечается в сообщении DSM.

По его данным, за девять месяцев 2019 г. поставки «Джи ди пи» достигли 29,7 млрд руб. Ее доля на рынке прямых поставок лекарств, биологически активных добавок и косметики составила 2,7%. Рейтинг учитывает как коммерческий, так и государственный сегменты.

Такого результата дистрибутору удалось достичь за счет недавнего выхода на госзакупки, полагают аналитики DSM. В течение трех лет «Джи ди пи» планирует войти в топ-5 крупнейших фармдистрибуторов России, заявил «Ведомостям» гендиректор группы компаний «Аптечная сеть 36,6» Владимир Нестеренко.

«Джи ди пи» – оптовое подразделение «36,6», одного из крупнейших розничных продавцов лекарств в России. По данным DSM, на 30 июня 2019 г. у «Аптечной сети 36,6» было 1386 торговых точек. По итогам первого полугодия 2019 г. «36,6» заняла 4-е место в рейтинге аптечных сетей с долей рынка 4% (оценка DSM). В последние годы аптечная сеть столкнулась с сокращением прибыли и ростом долговой нагрузки, группа была вынуждена провести реструктуризацию долгов.

«36,6» создала «Джи ди пи» в 2015 г. Сначала новая фирма работала в основном на поставки в аптеки группы «36,6». В начале 2019 г. дистрибутор заявил, что начинает работать и с другими аптеками, а в июле 2019 г. начал поставлять лекарства и госсектору. За счет поставок «Джи ди пи» «36,6» планирует увеличить выручку не менее чем на 30% по сравнению с 2019 г., говорит Нестеренко. По его словам, компания уже заключила госконтракты более чем на 1,5 млрд руб.

Дистрибутор поставляет в госучреждения не только лекарства, но и медицинское оборудование, следует из данных «СПАРК-маркетинга» на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок. Среди поставляемых «Джи ди пи» товаров – противоопухолевые лекарства, препараты для лечения респираторных инфекций, антидепрессанты, офтальмологическое оборудование, приборы для обследования внутренних органов и др.

Самую крупную сделку «Джи ди пи» заключила с Саратовским областным клиническим онкологическим диспансером, следует из данных СПАРК. По контракту на 42 млн руб. дистрибутор поставил противоопухолевый ниволумаб. Диспансер на вопрос «Ведомостей» о сотрудничестве с «Джи ди пи» сообщил, что вся информация о его контрактах – в Единой информационной системе в сфере закупок. Представитель «36,6» не стал комментировать отдельные контракты.

По данным СПАРК, среди заказчиков «Джи ди пи» не только диспансеры и больницы, но и минздравы Московской и Оренбургской областей, департамент здравоохранения администрации Владимирской области и др. Эти учреждения не ответили на запросы «Ведомостей». До «Джи ди пи» с ними сотрудничали дистрибуторы ООО «Ирвин» (входит в топ-5 поставщиков для госсектора, по собственным данным), ООО «Медсервис», ООО «Лекстор», АО «Ланцет», ООО «Медипал-онко» (входит в топ-10 поставщиков для госсектора, по собственным данным компании). Все они не ответили на запросы «Ведомостей».

Госсегмент – возможность для «Джи ди пи» быстро нарастить продажи и занять первые строчки рейтингов крупнейших фармдистрибуторов, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, в денежном выражении госзакупки занимают треть всех продаж на российском фармацевтическом рынке. Компании, рассуждает эксперт, невыгодно делать упор на поставку в аптечную розницу: она сейчас практически не растет из-за низкой потребительской активности и невысоких доходов населения. Нет и сезонных эпидемий, добавляет Шуляк.

На розничном рынке исторически лидируют три игрока, с которыми «Джи ди пи» в ближайшие пять лет практически невозможно соревноваться: «Протек», «Катрен» и «Гранд капитал», перечисляет Шуляк. Чтобы достигнуть нынешних оборотов «Протека» (165,7 млрд руб.), оптовое подразделение «36,6» должно наращивать продажи на несколько десятков процентов ежегодно. По словам Шуляка, это потребует значительного снижения цены на поставляемые лекарства, что маловероятно в условиях, когда у крупнейших дистрибуторов лучшее ценовое предложение от производителей, а более мелкие игроки не могут на это рассчитывать.

Гендиректор ФК «Гранд капитал» Денис Ременяко надеется, что желание «36,6» стать национальным фармдистрибутором не повредит ее основному аптечному бизнесу. Рентабельность чистой прибыли у фармдистрибуторов максимум 0,5–1%, напоминает он, это крайне затратный и низкодоходный бизнес.

«Протек» и «Р-фарм» отказались от комментариев. «Пульс», «Фармкомплект», «Катрен» не ответили на запросы «Ведомостей».