Крупнейшие производители алмазов сокращают добычу и продажу
Спрос на них упал, в том числе из-за протестов в Гонконге, торговой войны США и КитаяЗа 2019 г. продажа алмазов «Алросы» и De Beers (на их долю приходится половина мирового производства алмазов) упадет на 25 и 31% соответственно, пишут аналитики «ВТБ капитала» в своем обзоре алмазной отрасли. Это связано с замедлением спроса на крупнейших рынках – Китая и США (более 70% мирового потребления бриллиантовой продукции) – и образованием избыточных запасов ювелирных украшений у ритейлеров, поясняют эксперты.
Давление на рынок оказывает и ситуация в Индии – на нее приходится 90% мировой огранки алмазов. Импорт Индией алмазного сырья упал с почти $1,8 млрд в январе 2018 г. до порядка $800 млн в сентябре 2019 г., говорится в материалах «ВТБ капитала». Ужесточение условий кредитования ограночных предприятий в Индии, вызванное серией скандалов, когда некоторые огранщики использовали кредитные ресурсы не по назначению, а также общей ситуацией в финансовом секторе, привели к сокращению доступных средств для финансирования отрасли огранки в Индии на треть, т. е. примерно на $3–4 млрд, пояснил через представителя генеральный директор «Алросы» Сергей Иванов: «Как следствие, огранщики стали резко снижать закупки сырья».
По словам Иванова, в 2019 г. мировая алмазно-бриллиантовая отрасль переживала сложный период, совпадение разных факторов привело к «идеальному шторму». «На протяжении 2010-х гг. спрос на ювелирные украшения с бриллиантами рос темпами, сопоставимыми с ростом мирового ВВП, а в конце 2017 г. и весь 2018 год продажи ювелирных украшений с бриллиантами росли темпами, в 2,5 раза превышающими исторические значения», – приводит данные топ-менеджер. Преимущественно этот рост был обеспечен американским рынком. В 2019 г. компании-ритейлеры прогнозировали аналогичный рост и под него формировали запасы, продолжает Иванов, однако обострение торговых войн США с Китаем, риски рецессии в ведущих экономиках мира, девальвация юаня в Китае, протесты в Гонконге спровоцировали ухудшение потребительской уверенности на основных рынках ювелирных украшений и накопление ритейлерами непроданных запасов. За снижением спроса последовало и снижение цен на бриллианты, что сделало ограночный бизнес в Индии менее рентабельным и еще больше затруднило предприятиям привлечение финансирования, добавляет он. За девять месяцев 2019 г. стоимость 1 карата алмаза ювелирного качества снизилась более чем на 20% по сравнению с ценой 2018 г. до $128.
Такая рыночная ситуация привела к тому, что за девять месяцев 2019 г. продажи алмазов «Алросы» снизились на 13% (3,8 млн каратов) по сравнению с аналогичным показателем 2018 г., а запасы алмазов на стоках, напротив, выросли на 40%. По итогам III квартала запасы алмазов компании составили 21,7 млн каратов. План «Алросы» по производству алмазов на 2019 г. – 38 млн каратов, на 2020 г. – 34,3 млн каратов. Продажи составят 37–38 млн каратов – «Алроса» рассчитывает продать часть накопленных в этом году запасов, рассказал Иванов.
Падение спроса на алмазном рынке носит долгосрочный характер, уверена аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. По ее мнению, стагнации рынка также будет способствовать дальнейшее развитие индустрии искусственных алмазов. Мировое производство синтетических алмазов ювелирного качества составляет до 4 млн каратов, из которых 80% (около 3 млн каратов) реализуется на рынке нелегально, приводил ранее данные директор Единой сбытовой организации «Алросы» Евгений Агуреев: «Из 3 млн каратов синтетических алмазов получается 1,5 млн каратов бриллиантов. Учитывая средний вес бриллианта в ювелирном изделии, например обручальном кольце, на рынок попадает 3 млн единиц бриллиантовой продукции с синтетическими камнями, выдаваемыми за натуральные». Он оценивал рынок нелегальной синтетики в 3% выручки рынка натуральных алмазов – $0,45–0,48 млрд.
Накопленные запасы ювелирных украшений с бриллиантами будут выработаны, тогда индийские огранщики возобновят закупки, говорит руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Крупные ювелирные бренды ведут активную маркетинговую кампанию, планируя открытие новых магазинов в Китае, об этом недавно заявлял менеджмент Tiffany, продолжает эксперт. В следующем году спрос на алмазы, как и их производство, будет расти, уверен Красноженов. Цены на алмазы снизились в 2019 г., но сейчас на рынке появились первые признаки роста цен на бриллиантовую продукцию, замечает эксперт. «Настроение рынка в следующем году будет зависеть от результатов продаж в этом праздничном сезоне», – заключает он. В высокой активности потребителей в наступившем сезоне рождественских покупок уверен и Иванов: «На рынке наметились признаки стабилизации, покупательская уверенность постепенно восстанавливается».
Представитель De Beers не ответил на запрос «Ведомостей».