Продажи алмазов «Алросой» могут упасть до минимального за четыре года уровня
Спрос на ювелирную продукцию сокращается из-за нестабильности в мировой экономике«Алроса» снизила прогноз по продажам алмазов в 2019 г. с 38 млн до 32–33 млн каратов, сообщила компания в отчете. Во II квартале по сравнению с первым продажи снизились на 22% до 8,3 млн каратов, за первое полугодие они упали на 16% до 18,9 млн каратов в сравнении с первым полугодием 2018 г. Выручка за полугодие сократилась на 24% до 127,9 млрд руб., чистая прибыль – на 36% до 37,5 млрд руб., а EBITDA – на 37% до 56,5 млрд руб.
На деятельность компании влияли неблагоприятные внешние факторы, поясняет заместитель генерального директора «Алросы» Алексей Филипповский (его слова приводятся в сообщении): «Замедление продаж ювелирной продукции из-за глобальной макроэкономической неопределенности, вызванной обострением торговых споров, избыточный уровень запасов алмазно-бриллиантовой продукции в гранильном секторе и ритейле, сложности с привлечением финансирования индийским ограночным комплексом».
Это привело к тому, что «Алроса» пересмотрела и свои планы по инвестициям на 2019 г.: вместо заявленных ранее 28 млрд руб. она направит на 16,4% меньше – 23,4 млрд руб. Представитель компании пояснил, что речь идет о корректировке инвестиций в проекты в сфере энергетики и строительства непромышленных объектов: «Ущерба планам компании по добыче алмазов, по модернизации и техническому перевооружению и по промышленной безопасности и экологии не будет».
В то же время «Алроса» увеличила прогноз по производству с 38 млн до 38,5 млн каратов, т. е. фактически будет работать на склады. «Алроса» не может быть гибкой с точки зрения производства, пояснял в интервью «Ведомостям» генеральный директор компании Сергей Иванов: «На ключевых горно-обогатительных комбинатах снижение производства автоматически приводит к росту себестоимости, к росту затрат на карат, на кубометр горной массы. <...> Рынок цикличен, поэтому в один год добыть алмазов чуть больше и положить товар в сейф иногда выгоднее, чем сократить добычу».
«Алроса» положит в запасы около 6–7 млн каратов камней в 2019 г., говорит аналитик «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков: «Такое иногда происходит, когда на консолидированных рынках компании регулируют баланс не снижением цены, а сокращением продаж». В последний раз заполнение складов происходило в 2015 г., напоминает он, тогда «Алроса» положила в запасы около 8 млн каратов. По его прогнозам, улучшение на алмазном рынке ожидается в начале 2020 г. после завершения рождественского сезона продаж.
У второго крупнейшего производителя алмазов – DeBeers ситуация аналогичная, продолжает Глушаков: компания намеренно сокращает продажи для регулирования запасов. В первом полугодии 2019 г. – на 13%, добыча снизилась на 11% до 15,6 млн каратов, говорится в материалах компании. DeBeers также сократила прогноз по добыче на этот год.
На глобальном рынке продажи алмазов в этом году снижаются на фоне обострения торгового противостояния между США и Китаем, также повлиял избыток запасов в секторе шлифовки и огранки камней, который сосредоточен в Индии, говорит аналитик Fitch Ratings Юлия Бучнева: «Три крупнейших производителя контролируют свыше 60% этого рынка. Производители, в том числе «Алроса», придерживаются стратегии «цена приоритетнее объемов». То есть в случае сокращения спроса компании, как правило, не снижают цены, а снижают продажи и наращивают запасы. Когда спрос восстанавливается, они реализуют свои запасы».