Металлурги присоединились к «черной пятнице»
Компании рассчитывают привлечь новую аудиторию на свои торговые онлайн-площадкиВ «черную пятницу» 29 ноября арматуру в прутках Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК, основной владелец – Владимир Лисин) можно купить со скидкой 1000 руб. за тонну, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Арматура в прутках – самый популярный товар в интернет-магазине компании, цена ее – от 32 000 до 35 000 руб. за тонну в зависимости от профиля. «Участвуя в акции, компания рассчитывает повысить продажи в период сезонного снижения спроса на сортовой прокат. Кроме того, «черная пятница» – отличный повод напомнить о том, что купить черный металл в интернете так же просто, как и продукцию B2C-сегмента», – продолжает представитель. НЛМК рассчитывает на рост числа заказов, но влияние акции на продажи пока оценить затрудняется: подобных практик в российской металлургии пока не было, поясняет он. Сейчас через интернет-площадку НЛМК может продавать около 120 000 т продукции в год (примерно 2% продаж на российском рынке).
С 29 ноября по 3 декабря продлится «черная пятница» у Загорского трубного завода (ЗТЗ, владелец – Денис Сафин). Трубы диаметром от 530 мм до 1420 мм с толщиной стенки до 16 мм (используются для магистральных и промысловых трубопроводов и строительства трубопроводов общего назначения. – «Ведомости» ) можно будет купить со скидкой 10–15%, сообщила компания в четверг, 28 ноября. К примеру, тонна трубы диаметром 1420 мм на спотовом рынке стоит порядка 60 000–65 000 руб. Скидка будет доступна для всех клиентов компании, кроме компаний нефтегазового сектора, говорится в сообщении ЗТЗ. Участие в акции позволит минимизировать складские запасы компании, передает пресс-служба слова коммерческого директора ЗТЗ Дмитрия Симанкова. Кроме того, инструменты B2C неизбежно интегрируются в B2B-отношения, подчеркивает он.
С ним согласен начальник управления по работе с малым и средним бизнесом «Северстали» Виктор Романовский: разница между интернет-магазином для B2B-клиентов и B2C-клиентов исчезает, так как этими магазинами пользуются одни и те же люди, поэтому задача B2B интернет-магазинов стать простыми, удобными и понятными. Однако в «черной пятнице» компания участвовать не стала. Как поясняет Романовский на youtube канале «Северстали», пока нет успешного опыта проведения «черной пятницы» в B2B-сегменте. План «Северстали» по онлайн-продажам на 2019 г. – 3 млн т продукции, сообщал ранее через представителя Романовский. Это примерно 26% продаж.
Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) Андрея Комарова в «черной пятнице» не участвует, зато в интернет-магазине компании в ноябре и декабре проходит акция «Iphone 11 Pro за трубу». До 25 декабря нужно оформить и оплатить на онлайн-площадке заказ на сумму от 100 000 руб. А 26 декабря победитель будет выбран по номеру заказа случайным образом. Представитель ЧТПЗ отметил, что пока преждевременно оценивать эффект акции на продажи, так как период реализации в B2B существенно дольше, чем в B2C. Но уже понятно, что с помощью акции компании удалось стимулировать консервативных клиентов попробовать онлайн-инструменты компании, говорит он. ЧТПЗ запустил интернет-магазин зимой этого года.
Не все промышленные компании считают «черную пятницу» подходящим инструментом продаж. «Такая акция похожа на хайп сомнительного качества, – говорил собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании. – Для неликвидной продукции и так предусмотрены специальные скидки, а для продукции высокого качество скидки до 15% приведут к огромным потерям для производителя».
Интернет-продажи развивают почти все металлургические компании России. Так, например, в 2018 г. TMK продала в России более 10% трубной продукции через онлайн-площадку, план на этот год – 15%. ETrade позволяет потребителям продукции ТМК быстро и удобно оформить заказ и проконтролировать его выполнение, говорил представитель ТМК. Онлайн-площадка ОМК работает около года, пока на ней продается около 2% продукции. Основной владелец ОМК Анатолий Седых в интервью «Ведомостям» говорил, что интернет-магазин – это попытка заместить трейдера там, где это эффективно, и оптимизировать логистику. В перспективе ОМК рассчитывает продавать в интернет-магазине до 20% продукции. Генеральный директор ММК Павел Шиляев рассказывал в интервью ТАСС, что в 2019 г. компания надеется продать 5% продукции через торговую онлайн-площадку.
Заимствование маркетинговых инструментов с потребительских рынков и рост онлайн-продаж характерны для промышленности, в 2018–2019 гг. это стало ключевым трендом на рынке металлопродукции, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Российские потребители позитивно воспринимают агрессивные маркетинговые онлайн-акции на потребительском рынке и готовы транслировать это восприятие и на закупки промышленной продукции, уверен эксперт. Но рост продаж металлопродукции по итогам акции, конечно, не будет сопоставимым с ростом продаж потребительских товаров, заключает Бурмистров.
«Черная пятница» для покупателей металлопроката, арматуры и метизной продукции – это возможность закупить продукцию по низкой цене на пару месяцев вперед, говорит старший советник Bain & Company Игорь Бучацкий. Для металлургических компаний это возможность избавиться ненадолго от складских запасов и, вероятно, единоразовая акция по привлечению новых покупателей на сайт, продолжает он. «Вообще, «черная пятница» – это традиционное начало сезона покупки рождественских подарков в США. Так что было бы логичнее, если бы к акции присоединились и угольные компании: по легенде, нерадивые дети получали от Санта Клауса кусочки угля вместо подарков», – шутит Бучацкий. Правда, у угольных компаний интернет-площадок нет.