Авиакомпании снова начали заказывать Boeing 737 Max

Это важно для производителя, ожидающего разрешения регуляторов на возобновление полетов
EPA/GARY HE/ТАСС
EPA/GARY HE/ТАСС

На авиасалоне в Дубае казахстанская Air Astana договорилась с авиаконцерном Boeing о покупке 30 самолетов 737 Max. Покупатель, имя которого не раскрывается, заказал еще 20, сообщила The Wall Street Journal (WSJ). А в понедельник турецкая SunExpress заключила договор о приобретении 10 бортов – в дополнение к 32, которые заказывала ранее и до сих пор не получила. Самолеты этой модели не летают с весны, после того как стали причиной двух авиакатастроф.

Стэн Дин, директор подразделения коммерческих самолетов Boeing, назвал эти договоренности первым импульсом. «Пока мы все еще восстанавливаем доверие, – заявил он после сделки с Air Astana на $3,6 млрд по каталожным ценам. – Три покупателя проголосовали за Max. <...> Мы очень счастливы».

Аналитики считают новые сделки с 737 Max переломным моментом для Boeing. «Заказ относительно скромный по сравнению с 4525 недопоставленными самолетами Max, но это вотум доверия», – отметила Шейла Кахиа-оглу, аналитик Jefferies.

Boeing заявлял, что покупатели не отказались от ранее законтрактованных Max непосредственно из-за вывода лайнера из эксплуатации, однако портфель заказов сократился примерно на 200 самолетов из-за банкротств одних авиаперевозчиков и замены компаниями этой модели на другие со скидкой. Правда, в августе «Авиакапитал сервис» (АКС), дочерняя компания «Ростеха», подала в Чикаго иск к Boeing. Она потребовала расторгнуть контракт на покупку 35 самолетов 737 Max 8, вернуть $35 млн предоплаты и возместить недополученную прибыль в размере $75 млн и ущерб на $115 млн, писала Financial Times. АКС тогда подтвердила «Ведомостям» подачу иска. В нем она утверждала, что катастрофы лайнеров индонезийской Lion Air в октябре 2018 г. и Ethiopian Airlines в марте этого года стали следствием безответственных действий и решений Boeing, которые выразились в дефектном проекте самолета и утаивании критически важной информации. В этих происшествиях погибло 346 человек.

Boeing ожидает, что Федеральное управление гражданской авиации США одобрит возвращение 737 Max в эксплуатацию в декабре; об этом концерн заявил 11 ноября. Тогда поставки авиакомпаниям могут быть возобновлены в январе. Акции Boeing подскочили на этой новости на 5%. За последний месяц они подорожали на 8,1%, а на утренних торгах в среду – еще на 0,3%.

Несмотря на возвращение покупателей 737 Max, в Дубае Boeing сильно проигрывает Airbus, на которую пришлось три четверти из объявленных 300 рамочных и окончательных заказов. «Как ни удивительно, заказов снова много, и они в основном у Airbus, – сказал WSJ аналитик TealGroup Ричард Абулафия. – Но основное значение имеет пассажиропоток, а его рост замедляется».

На предыдущих авиасалонах в Дубае компании порой делали заказы на десятки миллиардов долларов. Но если в предыдущие пять лет пассажиропоток рос в среднем более чем на 7% в год, но теперь – менее чем на 4%. Хуже всего дела обстоят на Ближнем Востоке. «Следующий год тоже будет трудным», – заявил президент Emirates Тим Кларк.