Зачем «Дикси» пошла в интернет
Сети, у которых нет онлайн-продаж, рискуют потерять клиентовВ первом полугодии 2020 г. на одном из российских маркетплейсов откроется интернет-магазин супермаркетов «Виктория», которыми управляет группа компаний «Дикси». Об этом «Ведомостям» сообщил гендиректор группы Игорь Плетнев. В ассортимент онлайн-магазина войдут все категории товаров, кроме тех, которые требуют специального температурного режима, алкоголя и табака. Заказ можно будет получить на следующий день, рассказывает Плетнев. Доставка будет доступна во всех регионах присутствия «Дикси».
Логистическим партнером «Дикси» будет дочерняя компания Сбербанка «Сберлогистика». Она установит свои постаматы в магазинах «Дикси» и «Виктория» на условиях аренды. Доставка в постаматы станет одним из вариантов получения заказов из онлайн-супермаркета, уточнил представитель ритейлера. Пока «Сберлогистика» – единственный логистический партнер «Дикси», отмечает Плетнев. Планируется, что до конца 2020 г. в магазинах сети «Дикси» появится 2000 постаматов.
На какой площадке заработает онлайн-магазин «Виктории», Плетнев не уточнил. По его словам, сейчас ведутся переговоры с несколькими маркетплейсами. Решение о выборе платформы будет принято в конце 2019 г., говорит он.
Среди крупных российских маркетплейсов – принадлежащий «Яндексу» и Сбербанку «Беру», goods.ru, который развивает группа «М.видео-Эльдорадо», по этой модели также работают Wildberries, Ozon, AliExpress и др.
Сотрудничество с уже действующим маркетплейсом – наиболее эффективное и быстрое решение для запуска онлайн-магазина «Виктория», считает Плетнев. От «Дикси» не требуется инвестиций в запуск, ритейлер получает доступ к трафику клиентов, которые уже пользуются услугами маркетплейса. По словам Плетнева, компания пока не планирует открывать собственную платформу для онлайн-магазина. Открывать интернет-магазин под брендом «Дикси» ритейлер также не планирует.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, потенциально для сотрудничества с «Дикси» больше подходят Tmall (входит в «AliExpress Россия» – совместное предприятие Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и РФПИ), «Беру», goods.ru и Ozon.ru. Оптимальным представляется партнерство с «Беру», говорит он: это крупнейший маркетплейс в России, в котором представлен большой ассортимент продуктов. Goods.ru также развивает продажу еды, но по объему торговли он пока примерно в 3 раза меньше, чем «Беру», а продовольственные товары составляют менее 3% его оборота. Ozon продает продукты самостоятельно и не заинтересован в таком партнерстве, Tmall специализируется на непродовольственных товарах, что «Виктории», как продуктовому супермаркету, не подходит, отмечает Бурмистров.
«Беру» и goods.ru подтвердили, что ведут переговоры с «Дикси». Сотрудничество с «Дикси» позволит «Беру» расширить ассортимент товаров повседневного спроса. У клиентов сервиса есть потребность заказывать такие товары онлайн, говорит руководитель отдела продаж «Беру» Роман Гузиков.
Сотрудничество с goods.ru обсуждается по двум направлениям – продуктам с долгим сроком хранения, для транспортировки которых не требуются специальные условия, и свежим продуктам. По словам представителя goods.ru, за выполненные заказы сервис будет взимать с «Дикси» комиссию. Ее размер пока не раскрывается.
Tmall, Ozon и Wildberries не ответили на вопросы «Ведомостей».
В будущем, по словам Плетнева, для покупателей онлайн-«Виктории» будет доступна и экспресс-доставка продуктов. Ее начнут тестировать в 2020 г. вместе с одним из сервисов доставки.
Среди конкурентов группы «Дикси» полноценные онлайн-супермаркеты есть у принадлежащего X5 «Перекрестка» и гипермаркетов «О’кей». Другие крупные сети, например «Магнит», «Лента», Metro, сотрудничают с различными сервисами экспресс-доставки. «Ашан» продает онлайн на Tmall.
Онлайн-торговля позволит «Дикси» увеличить продажи и повысить лояльность клиентов к бренду «Виктория», считает Бурмистров. Собственный онлайн-магазин предотвратит переток покупателей к конкурентам, которые уже представлены в электронной торговле. По словам Бурмистрова, офлайн- и онлайн-заказы дополняют друг друга в бюджете покупателя. Поэтому сеть, у которой нет онлайн-продаж, рискует потерять своих клиентов. «Дикси» – четвертый продуктовый ритейлер в России по выручке после Х5, «Магнита» и «Ленты», по данным «Infoline-аналитики» за 2018 г. Его выручка в 2017 г. сократилась на 9,3% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. выросла на 6% и составила 299 млрд руб. В сентябре 2019 г. «Дикси» завершила объединение с сетями алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое», выручка всей группы по итогам года, по прогнозу компаний, достигнет 800 млрд руб., в результате группа войдет в топ-3 крупнейших ритейлеров.
Онлайн-продажи продовольственных товаров – наиболее динамично развивающийся сегмент рынка электронной коммерции, говорит Бурмистров. К 2022 г. доля онлайн-продаж продовольственных товаров в обороте розничной торговли России вырастет до 1,2% по сравнению с 0,16% в 2018 г., говорит он. В Москве и Московской области этот показатель превысит 4%.