Производитель «Кардиомагнила» продает активы в России за $660 млн немецкой Stada
Takeda избавляется от непрофильных лекарствНемецкая группа Stada приобретет портфель брендовых безрецептурных и рецептурных лекарств в России и СНГ у японской Takeda за $660 млн, сообщили компании. Они планируют закрыть сделку в I квартале 2020 г.
Stada получит безрецептурные препараты, биологически активные добавки и препараты для лечения сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний и диабета – всего около 20 наименований. Один из ключевых брендов сделки – кардиомагнил (ацетилсалициловая кислота и гидроксид магния), популярное средство профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, а также препараты для лечения диабета второго типа випидия и випдомет, гипотензивное средство эдарби и др., пишет Stada. Представители обеих компаний отказались раскрыть полный список препаратов, которые вошли в сделку.
Продаваемые Takeda продукты очень важны для пациентов, уверена японская компания, но эти препараты не входят в приоритетные для нее направления, а это гастроэнтерология, редкие заболевания, онкология, гематология и неврология. Представитель компании сообщил, что в ближайшие пять лет Takeda планирует вывести на российский рынок 11 инновационных препаратов в перечисленных направлениях. Каких именно – собеседник «Ведомостей» не сказал.
Кардиомагнил – четвертый по продажам в денежном выражении безрецептурный препарат в России за июль 2018 г. – июнь 2019 г., по данным DSM Group. По оценкам группы, за это время было продано 26 млн упаковок препарата на сумму более 6 млрд руб.
Takeda и Stada договорились и о производстве и поставках препаратов из приобретаемого набора, говорится в сообщении немецкой компании: «Takeda продолжит поставлять продукцию в Stada». По словам представителя Stada, обычно трансфер технологий с одного завода на другой занимает около 2–3 лет. Договоренностей на передачу производства препаратов из покупаемого перечня пока нет. Если Stada решит производить лекарства самостоятельно, то начать свое производство она сможет в течение трех лет, оценивает он.
Для Stada это крупнейшая в ее истории сделка, она позволит компании стать одним из ключевых игроков на большом и динамично развивающемся российском рынке, констатировал гендиректор Stada AG Питер Гольдшмидт. Представитель Stada на дополнительные вопросы «Ведомостей» не ответил.
По завершении сделки Stada может занять 5% рецептурного и безрецептурного фармацевтического рынка России, оценивает гендиректор IQVIA в России и СНГ Николай Демидов, по итогам 2019 г. – 5,5% рынка безрецептурных препаратов и биоактивных добавок. Это даст компании возможность соревноваться за лидерство с крупнейшими фармпроизводителями – Sanofi (4,8% рынка) и Bayer (4,5%). До сделки с японской компанией, по оценкам Демидова, Stada занимала 2,6% рынка.
Но после приобретения препаратов у Takeda Stada придется решать проблему, как оптимально сбалансировать портфель, продолжает Демидов: у Stada появятся конкурирующие друг с другом препараты – например, ее собственные капли в нос на основе ксилометазолина – снуп и ксимелин на той же основе от Takeda.
Покупка Stada портфеля препаратов Takeda – крупнейшая сделка подобного рода в истории фармацевтического рынка России, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. На российском фармацевтическом рынке нет примеров подобных сделок с целым портфелем препаратов, вторит ему Демидов, а последняя сравнимая по размерам сделка была, когда фармацевтическая компания Abbott выкупила российского производителя «Верофарм». Еще одна особенность сделки Stada и Takeda – в ней участвовали две крупные международные фармацевтические компании, которые разыграли часть российских активов, отметил Демидов.
Весной 2019 г. Takeda начала продажу активов на $10 млрд, после того как купила ирландскую Shire за $62 млрд, чтобы сократить долговую нагрузку. Сделка в России и СНГ уже четвертая во исполнение плана, говорится в сообщении Takeda. Компания уже продала препарат Xiidra компании Novartis за $5,3 млрд, объявлена продажа TachoSil компании Ethicon за $400 млн, будут проданы активы в странах Ближнего Востока и Северной Африки компании Acino более чем за $200 млн.