Распродажа непопулярных товаров уронила маржу «Магнита»
Ритейлер меняет ассортимент, чтобы вернуть покупателейВыручка второго по обороту ритейлера в России – сети «Магнит» – выросла на 10,5% до 342,6 млрд руб. в июле – сентябре 2019 г., сообщила компания. Это замедление по сравнению со II кварталом, когда продажи компании росли на 11,4%.
Главный конкурент – X5 Retail Group ранее также сообщила о замедлении роста в конце лета – начале осени, хотя по-прежнему ее продажи растут быстрее «Магнита» и опережают в денежном выражении. Выручка X5 за III квартал выросла на 12,8% до 420,7 млрд руб., но почти не росли продажи в магазинах у дома, работающих дольше года. X5 сетовала на холодную погоду в это время, а также на более «агрессивную промоактивность» конкурентов.
У «Магнита» сопоставимые продажи за III квартал сократились на 0,7%, трафик – на 3,4%. Покупателей теряют все форматы, кроме магазинов косметики и бытовой химии. «Магнит» сослался на «аномально холодную погоду» в июле – сентябре, а также на замедление инфляции.
Еще одна причина – ритейлер распродавал товары из «пассивного» ассортимента, т. е. не пользующиеся спросом и сезонные товары (например, фейерверки и пасхальные наборы – летом) всего на 16,7 млрд руб. На телеконференции летом 2019 г. финансовый директор «Магнита» Елена Милинова говорила, что у сети есть товары на 33 млрд руб., которые не вписываются в ассортимент обновленных магазинов.
Скидка на прибыль
Распродажа непопулярного ассортимента заметно сказалась на финансовых результатах «Магнита». Валовая рентабельность за III квартал сократилась с 23,5% год назад до 22,4% в июле – сентябре 2019 г.
EBITDA «Магнита» снизилась на 9% до 19,78 млрд руб., рентабельность показателя – 5,8%. «Сокращение этого показателя на 124 базисных пункта год к году обусловлено распродажей товаров пассивной матрицы, начислением резервов по долгосрочной программе мотивации и ростом операционных расходов», – объяснил ритейлер.
Эти цифры оказались хуже ожиданий аналитиков. Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал рост EBITDA на 3,1% до 22,4 млрд руб. и ее рентабельность на уровне 6,5%.
Чистая прибыль «Магнита» за отчетный квартал упала на 57,3% до 3,3 млрд руб.
Промо на треть продаж
«Магнит» избавлялся в III квартале от «пассивного стока, чтобы дать место новому ассортименту, пояснил «Ведомостям» его гендиректор Ян Дюннинг. Ритейлер распродал около половины, отметил он: «Пассивный сток» никогда не будет на нулевом уровне, но избавиться еще от 10–30% было бы отлично».
В IV квартале влияние от продажи такого ассортимента уже не будет таким же сильным, как в третьем, прогнозирует Дюннинг: распродажа оставшихся товаров, скорее всего, уже не потребует настолько больших скидок, как раньше.
Распродажа непопулярных товаров проходит в виде промокампании, поэтому доля промопродаж в выручке выросла до 31% при нормальном уровне для магазинов у дома около 20–25%, говорит Дюннинг. «Но за вычетом распродажи «пассивного стока» уровень промо был у нас на уровне конкурентов», – уверяет он.
Ритейлер старался заменить непопулярный ассортимент востребованным. По словам Дюннинга, «Магнит» отслеживает миграцию потребителя – от какого конкурента покупатели переходят к нему и кому «Магнит» уступает своих клиентов. «Последние два мониторинга показали, что это влияние равносильное, т. е. мы не проигрываем и не выигрываем в борьбе за покупателя», – заявил Дюннинг. По его словам, ритейлер уже получает позитивные отклики покупателей на новый ассортимент, но «чтобы все покупатели вернулись, требуется время».