Saudi Aramco может выплатить организаторам своего IPO до $450 млн комиссионных

Но по сравнению с рекордной эмиссией это немного
Рекордное по размеру IPO Saudi Aramco может принести его банкам-организаторам до $450 млн
Рекордное по размеру IPO Saudi Aramco может принести его банкам-организаторам до $450 млн / Maxim Shemeto / REUTERS

Банки, готовящие крупнейшее IPO в мировой истории, могут претендовать на одну из самых значительных выплат. По информации Bloomberg от людей, знающих о ходе подготовки к первичному размещению акций нефтяной госкомпании Saudi Aramco, комиссионные андеррайтеров могут составить от $350 млн до $450 млн.

Это больше сумм, которые привлекали на фондовом рынке некоторые компании: например, металлургическая компания Evraz в 2005 г. провела IPO на $422 млн, ритейлер «Магнит» в 2006 г. – на $368 млн, а американский производитель марихуаны Curaleaf, совет директоров которого возглавляет владелец «Ренессанс страхования» Борис Йордан, в прошлом году привлек $400 млн. Однако в процентном выражении комиссионные более чем 20 банков, готовящих размещение акций Saudi Aramco, совсем небольшие: в таких значимых сделках размер платежа диктует эмитент.

Три года назад Мухаммад ибн Салман, ныне наследный принц, обнародовал план диверсификации экономики «Видение 2030». В его основе – IPO крупнейшей нефтедобывающей компании мира Saudi Aramco. Поступления от него должны быть направлены в суверенный инвестиционный фонд, который будет вкладывать средства в зарубежные активы и способствовать развитию ненефтяных отраслей на родине. IPO изначально планировалось на 2018 г., а принц ибн Салман говорил о капитализации компании в $2 трлн.

В прошлом году подготовка к размещению практически остановилась (хотя в Эр-Рияде этого не признавали): финансисты не могли обеспечить капитализацию в $2 трлн, оказалось непросто разделить финансы Saudi Aramco и государства. Процесс резко активизировался в последние месяцы, когда принц сменил министра энергетики, также возглавлявшего совет директоров Saudi Aramco. В сентябре она объявила о годовых дивидендах в размере $75 млрд, изменении системы платежей правительству и сокращении долгосрочных инвестиционных планов.

На этой неделе Эр-Рияд должен официально одобрить проведение IPO, после чего решение утвердит совет директоров, и 20 октября компания объявит о своих планах, сообщила Financial Times (FT) со ссылкой на людей, знакомых с подготовкой размещения. 25 октября должен появиться проспект эмиссии на арабском языке, а 27-го – на английском. По информации Bloomberg и FT, IPO планируется в ноябре.

«Кто не захочет инвестировать в Aramco с ее самой высокой маржей, самой низкой себестоимостью [добычи] и крупнейшими запасами [нефти]?» – сказал FT саудовский банкир. Интерес к IPO проявляют некоторые российские инвесторы, отметил в понедельник гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

В общей сложности Saudi Aramco намерена продать 5% акций, писала The Wall Street Journal (WSJ). Первоначально бумаги будут размещены на саудовской бирже Tadawul – сколько именно, пока не известно. WSJ писала об 1–2%, FT – до 3%. По информации Bloomberg, компания намерена привлечь около $40 млрд. Это в любом случае будет крупнейшее IPO; пока пальму первенства удерживает китайская Alibaba, привлекшая в 2014 г. в Нью-Йорке $25 млрд.

Не известна и оценка Saudi Aramco, но, по данным WSJ и FT, она ближе к $1,5 трлн; в этом случае $40 млрд – это почти 2,7% акций. А комиссионные банков-организаторов составят около 1% от суммы размещения.

Комиссии сильно зависят от размера IPO. По данным Dealogic, компании, которые разместили акции более чем на $1 млрд, заплатили банкам в среднем 4,42% в этом году и 3,88% – в прошлом. Подразделению мобильной связи японской SoftBank пришлось раскошелиться даже больше, чем Saudi Aramco, и отдать банкам $535 млн – 2,5% от привлеченного $21 млрд. Но в резонансных сделках банки нередко готовы участвовать за гораздо меньший кусок пирога – обычно как раз около 1%. Facebook заплатила им 1,1%, Alibaba – 1,2%, или $300 млн.

Подобные примеры были и в России – на пике роста фондового рынка в предкризисном 2007 году. Согласно документам «Роснефти» организаторы ее IPO на $10,6 млрд в 2007 г. заработали $138 млн (1,3%). А «Ренессанс капитал» согласно проспекту эмиссии ВТБ взялся провести российскую часть IPO госбанка за $25 000 (всего банк привлек $8 млрд).