РЖД ухудшила прогноз погрузки по итогам 2019 года

Теперь вместо роста компания ожидает падения
Спрос на перевозку угля в восточном направлении пока остается выше возможностей РЖД 
Спрос на перевозку угля в восточном направлении пока остается выше возможностей РЖД  / Наталья Шарапова / для Ведомостей

По итогам 2019 г. погрузка на сети РЖД может сократиться на 0,5% до 1,284 млрд т, следует из обновленного финансового плана госмонополии, с копией которого ознакомились «Ведомости». Подлинность документа подтвердили собеседники «Ведомостей» в двух операторских компаниях и знакомый с его содержанием чиновник. Позднее идентичные данные сообщил со ссылкой на копию документа «Интерфакс». Еще несколько месяцев назад госмонополия сообщала, что во второй половине 2019 г. ждет существенного роста грузоперевозок, а рост этого показателя за весь год – на уровне около 1,5%.

Показатель погрузки РЖД в этом году подкосили результаты II квартала. При сравнимых с прошлым годом объемах грузоперевозки в первые три месяца 2019 г. в апреле, мае и июне они упали настолько, что накопленный показатель за первое полугодие снизился на 1,5% до 633,6 млн т.

Компания по-прежнему рассчитывает на существенный, до 1,5%, рост погрузки по итогам 2019 г., говорил, комментируя результаты полугодия, заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. В компании рассчитывали, что это произойдет за счет роста погрузки зерна и стройматериалов, а также завершения основных ремонтных работ на железнодорожной сети. В июле погрузка в самом деле восстановилась до уровня прошлого года, в августе выросла на 0,2%, в сентябре – на 1%. Но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать падение. Накопленным итогом за девять месяцев погрузка снизилась на 0,6% до 956,5 млн т.

В числе причин пересмотра прогноза погрузки на 2019 г. – снижение мировых цен на уголь, один из основных грузов РЖД, и черные металлы, говорится в пояснительной записке к скорректированному плану РЖД. Кроме того, снижение показателя объясняется ограничениями на ввоз грузов по отдельным направлениям «в условиях нестабильной геополитической обстановки», снижением поставок щебеночной продукции со стороны предприятий дорожно-строительного сектора, перераспределением нагрузки по выработке электроэнергии с угольных ТЭС на ГЭС. Дополнительные факторы – внеплановые остановки металлургических и химических комбинатов, усиление конкуренции и снижение цен на экспортных зерновых рынках, снижение спроса российских аграриев на удобрения на фоне высокого уровня цен, указано здесь же.

Новый прогноз РЖД достаточно реалистичен, соглашается собеседник «Ведомостей» в одном из железнодорожных операторов. По его словам, основное ожидаемое падение (около 2%) произойдет в сегменте нефтебензиновых цистерн – в связи с запуском нефтепровода Комсомольского НПЗ и увеличением сроков ремонтов на крупных НПЗ в первом полугодии. Кроме того, продолжится снижение поставок угля в Западную Европу, а также общего экспорта черных металлов, ожидает он: «Это связано с введением заградительных пошлин стран – потребителей металлопродукции, а также с замедлением темпов роста экономик некоторых из них».

Главная проблема РЖД – сохраняющийся дефицит провозных мощностей в восточном направлении, считает источник еще в одной компании-операторе: «Из-за этого в 2019 г. РЖД согласовала менее 80% заявленных грузов для отправки на восток».

По оценкам «Северстали», спрос на сталь в России по итогам года вырастет примерно на 4%. Но погрузка в сталелитейной отрасли зависит от сезонности и спроса на сталь, напоминает старший директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов: основное ее потребление приходится на строительную отрасль, а пик строительства – на лето.

Падение общей погрузки на сети РЖД в 2019 г. на 0,5% – «один из реалистичных сценариев», соглашается председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «Волатильность внешних рынков, падение спроса и серьезные ограничения инфраструктуры не позволят пока добиться роста погрузки», – считает он. «Даже активное предоставление скидок не позволяет РЖД нивелировать негативную динамику погрузки угля и остановить переток нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт», – говорит и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, в 2019 г. общая погрузка снизится до 1%.

В отношении 2020 г. РЖД по-прежнему настроена оптимистично. Как и в предыдущей версии финансового плана, ожидается погрузка в размере 1,315 млрд т. Правда, из-за корректировки прогноза на 2019 г. погрузка может вырасти больше – на 2,5% вместо 1,8%. Иванкин настроен более скептически: «При благоприятных условиях рост погрузки составит не более 1%».

Представитель РЖД от комментариев отказался.

Спрос на перевозку угля в восточном направлении пока остается выше возможностей РЖД