Россия хочет занять четверть мирового рынка угля

Помешать планам могут нехватка инфраструктуры, экологические программы, рост экспорта газа
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

К 2024 г. добыча угля в России вырастет на 9,3–20,7% до 480–530 млн т по сравнению с уровнем 2018 г., а к 2035 г. – еще на 14,6–26% до 550–668 млн т, следует из проекта Энергетической стратегии России до 2035 г. («Ведомости» ознакомились с копией, содержание документа подтвердили три источника в топливно-энергетических компаниях). Увеличится внутреннее потребление (+12% до 196 млн т к 2035 г.), а также доля российского угля на экспортных рынках (+11 процентных пунктов до 25%).

Основными крупными потребителями угля будут страны АТР, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Но неизбежное снижение потребления в странах ОЭСР, для которых экологические проблемы становятся приоритетными, прохождение пика спроса на уголь в развивающихся странах, решения Китая и Индии о сокращении доли угля в энергобалансе создают высокую неопределенность, указано в стратегии.

Через 40 лет доля угля в генерации на западных рынках будет практически равна нулю, в то время как в странах АТР уголь по-прежнему будет играть значимую роль в общем энергобалансе, подчеркивает директор департамента аудиторских услуг Deloitte Александр Губарев.

В ближайшие 10 лет спрос на энергетический уголь в мире если будет расти, то темпами, не превышающими 1% в год, рост придется в основном на Азию, ожидает аналитик «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков. Россия для увеличения экспорта должна вытеснять с рынка других игроков, а это возможно только при низких затратах на производство, поясняет эксперт: «В России самые низкие затраты «на шахте» при высоком качестве угля, но из-за высокой стоимости железнодорожных перевозок его стоимость получается практически идентичной основным конкурентам из Австралии, Индонезии и Южной Африки».

В июле 2019 г. цена российского энергетического угля в Европе упала до минимальной с июня 2016 г. – $47 за 1 т (на условиях FOB Рига). Это, по оценкам аналитиков, ниже уровня безубыточности компаний.

Для диверсификации поставок угля на Восток необходимо развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры, написано в стратегии, – расширение пропускной способности Транссиба и БАМа. Проект их модернизации был запущен еще в 2012 г., напоминает представитель РЖД. Начиная с 2016 г. экспорт в восточном направлении превышает экспорт на Запад. По его словам, первый этап модернизации БАМа и Транссиба предполагает рост грузоперевозок с месторождений Восточного полигона до 113,2–124,9 млн т (на 55–66,8 млн т больше, чем в 2012 г.) уже в 2019–2020 гг.

Без строительства второй очереди Северомуйского тоннеля на БАМе невозможно обеспечить серьезный прирост объемов перевозок: по Транссибу пойдут пассажирские поезда и ускоренные контейнерные, следовательно, всю нагрузку должен принять БАМ, а указанный тоннель является одним из узких мест, говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. На Восточном полигоне много проблем, и главная – отставание по срокам. К 2024 г. основные проекты скорее всего будут реализованы. Но при заявленных параметрах экспорта угля в 2035 г. инфраструктурные проекты еще нужно будет пересмотреть, продолжает эксперт: «Одной модернизацией уже проблему не решить. Надо строить новые пути».

Давление на угольный рынок будет оказывать и увеличение экспорта российского газа, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. В конце года «Газпром» планирует начать поставку газа в Китай по «Силе Сибири».

Минэнерго, СУЭК и УГМК (управляет «Кузбассразрезуглем») не ответили на запросы.

Андрей Гордеев / Ведомости