Польша выдавливает «Газпром» из «Северного потока» в украинскую трубу
Верховный суд ЕС ограничил «Газпрому» доступ к отходящему от «Северного потока» газопроводу OPAL10 сентября Верховный суд EC удовлетворил иск польской PGNiG к Еврокомиссии и ограничил «Газпрому» доступ к мощностям трансграничного европейского газопровода OPAL. По мнению заместителя гендиректора PGNiG Мачея Вожняка, из-за вердикта суда «Газпром» не сможет полностью остановить транзит газа через Украину как минимум в ближайшие месяцы. «Мы изучаем юридические и коммерческие последствия этого решения», – сообщили в «Газпром экспорте».
Степень доступа «Газпрома» к мощностям OPAL является предметом спора с момента начала строительства этой трубы. По сути, это один из двух (второй – NEL) газопроводов – отводов от «Северного потока», который был запущен в эксплуатацию в конце 2011 г. Никаких других источников газа для OPAL и NEL, кроме российского газа, нет. Но в 2009 г. в Европе был принят Третий энергопакет, нормы которого призваны не допускать поставщиков газа к доминирующему положению на рынке. Применительно к OPAL как трансграничному трубопроводу от Германии в Чехию это подразумевало, что «Газпром» мог использовать лишь половину пропускной способности трубы. В абсолютных значениях – чуть более 18 млрд куб. м газа в год при проектной мощности OPAL 36,5 млрд куб. м. NEL эти ограничения не касались, так как он не выходит за пределы Германии.
В октябре 2016 г. Еврокомиссия согласилась на изъятие OPAL из Третьего энергопакета до 2033 г. и увеличение квоты «Газпрома» в общей сложности до 90%. Но, апеллируя к тому, что увеличение прокачки российского газа «неизбежно» приведет к сокращению транзита газа через Белоруссию и угрожает энергобезопасности Польши, PGNiG потребовала отмены решения Еврокомиссии.
«Комиссия не провела исследование влияния изменения режима освобождения для трубопровода OPAL на безопасность поставок в Польше», – говорится в сообщении суда. Кроме того, не была проведена оценка последствий в среднесрочной перспективе, к которым может привести перенаправление в «Северный поток» части транзитных объемов российского газа, которые шли через Белоруссию и Украину.
Сейчас OPAL загружен даже выше проектной мощности, обращает внимание аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. По данным системы мониторинга Entsog на 9 сентября, его загрузка составляла порядка 107 млн куб. м в сутки. NEL был также полностью загружен (около 70 млн куб. м в сутки).
Решение суда лишает «Газпром» около 15 млрд куб. м в годовом исчислении, говорит Капитонов. Заместить выпадающие объемы можно только через украинский газотранспортный коридор, так как и белорусский маршрут, и NEL полностью загружены. В этом июле, когда «Северный поток» и «Ямал-Европа» останавливались на ремонты, газотранспортная система Украины прокачивала дополнительно порядка 50–60 млн куб. м ежедневно, указывает Капитонов.
Ограничения на прокачку российского газа через OPAL вступают в силу после решения суда. По состоянию на 19.00 по московскому времени объемы поступавшего в OPAL газа не изменились. Вероятнее всего, они будут снижены начиная с 6 утра вместе с началом новых «газовых суток».
Невозможность полностью использовать мощности трубопровода OPAL ухудшает позиции «Газпрома» накануне намеченных на 19 сентября переговоров с Украиной и ЕС по газу, рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В этом году истекает контракт на транзит газа через Украину. «Если решение суда будет реализовано, «Газпром» не сможет отказаться от транзита через Украину даже в случае запуска «Северного потока – 2» и «Турецкого потока», – говорит Маринченко. – Более того, в перспективе эта же логика может быть использована и для строящегося сейчас трубопровода EUGAL, который должен будет принимать газ из «Северного потока – 2».
«Газпром» уже закачал беспрецедентные объемы газа в европейские подземные хранилища, трейдеры контрактовали СПГ на рынке, говорит Капитонов. Но регуляторы показывают российскому концерну, что с Украиной придется договариваться. До сих пор не выданное разрешение Дании на «Северный поток – 2» и отзыв разрешения по OPAL – это явления одного порядка, считает эксперт.
Вердикт суда, безусловно, носит политический подтекст из-за предстоящих переговоров в Брюсселе, поэтому говорить о его обоснованности не приходится, считает партнер юридической компании BMS Алексей Гавришев: «Во многом вопрос об оспаривании указанного решения и его сроках зависит от исхода тех самых переговоров в Брюсселе». Особенность решения Верховного суда ЕС еще и в том, что возможности его оспорить ограничены. «Суд европейских сообществ – высшая инстанция, решения которой не могут быть отменены никаким институтом или органом союза, а равно иными европейскими, национальными или международными инстанциями», – напоминает Гавришев.