Польша призвала Еврокомиссию ограничить «Газпром» в управлении «Северным потоком – 2»
Варшава не оставляет попыток осложнить строительство газопроводаПольша предлагает Еврокомиссии поскорее принять поправки в Газовую директиву (2009/73/EC). Они предусматривают распространение европейских норм регулирования на газопроводы из третьих стран. Комментарии на проект поправок были переданы Польшей в Еврокомиссию в январе. «Ведомости» ознакомились с копией документа. Его подлинность подтвердил европейский чиновник.
Ситуация, когда «отдельные газопроводы из третьих стран действуют за пределами энергетического права ЕС, является пагубной и дискриминационной», говорится в документе. Аргументы против распространения норм Третьего энергопакета на морские газопроводы «носят чисто политический характер», «юридических препятствий для этого нет», считает Польша и предлагает рассматривать поправки в Газовую директиву «без неоправданной задержки». Представитель Еврокомиссии отказался от комментариев. В министерстве энергетики Польши не ответили на запрос «Ведомостей».
Комментарии польской стороны стали продолжением споров вокруг возможных изменений в европейское энергетическое законодательство. Проект поправок в Газовую директиву, представленный Еврокомиссией 8 ноября, должен создать правовую базу для экстерриториального распространения норм Третьего энергопакета на входящие в Европу морские газопроводы из третьих стран. Утверждение поправок даст Еврокомиссии основания требовать от этих проектов разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон. Формально еврокомиссары не связывают подготовку законопроекта с планами «Газпрома» по строительству «Северного потока – 2». Но поправки могут коснуться именно этой трубы, так как для всех уже действующих газопроводов европейские чиновники готовы заранее сделать исключение.
«Еврокомиссия надеется до конца года принять поправки к Газовой директиве, а затем возобновить процесс получения мандата на переговоры с Россией по газопроводу «Северный поток – 2», – передал «Интерфакс» слова руководителя отдела по внутренним энергетическим рынкам генерального директората по энергетике Еврокомиссии Клауса-Дитера Борхардта.
190 млрд куб. м в год
газа может ежегодно поставлять в Европу «Газпром», считает зампред правления компании Александр Медведев. В прошлом рекордном году «Газпром» поставил даже больше – 193,9 млрд куб. м газа. Но в этом году поставки из-за теплой зимы ниже прошлогодних
Но далеко не все европейские страны готовы поддержать новый документ. Ранее юридическое заключение на проект поправок представила Германия. Она нашла его «неприменимым ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права». «Ряд стран, в том числе Германия и Австрия, настаивают на детальном анализе возможных последствий изменения Газовой директивы, – говорит европейский чиновник. – Многие пока воздерживаются от оценок».
Польша последовательно пытается блокировать любые инициативы «Газпрома», которые могут привести к изменению маршрутов и увеличению транзита российского газа в Европу. Из-за сопротивления польской стороны в 2014 г. был объявлен закрытым проект трубы Ямал – Европа – 2 через Белоруссию и Польшу мощностью 15 млрд куб. м в год. В 2016 г. польский антимонопольный регулятор UOKiK отказал «Газпрому» в создании консорциума с пятью европейскими компаниями для строительства «Северного потока – 2» (55 млрд куб. м год). В конце 2016 г. польская PGNiG и правительство Польши через суд запретили «Газпрому» доступ к части мощностей (14,6 млрд куб. м в год) сухопутного продолжения «Северного потока» – газопровода OPAL. Запрет удалось снять лишь в августе 2017 г.
Мы верим, что фактор спроса будет поддерживать уровень экспорта [«Газпрома» на европейский рынок] в объеме около 190 млрд куб. м.
Сейчас у «Газпрома» есть три варианта поставки газа в Европу: «Северный поток», Ямал – Европа (через Болгарию и Польшу) и через Украину и далее в Словакию. Первые два стабильно загружены выше проектной мощности, остальное качается через Украину. К концу 2019 г. «Газпром» рассчитывает построить «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Они увеличат экспортные мощности компании на 86,5 млрд куб. м газа. При этом контракты на поставку газа в Польшу и транзит через территорию страны заканчиваются в 2022 и 2020 гг. соответственно. Условия первого страну не устраивают. «Поставки газа в Польшу осуществляются по куда более высоким ценам, чем в Германию, хотя мы ближе», – сообщал летом прошлого года «Коммерсанту» министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Рассматривать продление транзитного контракта Польша готова «при условии, что цена нас заинтересует», уточнял он.
Борясь с инфраструктурными проектами «Газпрома», Польша преследует в первую очередь собственные интересы, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Строительство «Газпромом» новых экспортных трубопроводов ставит под угрозу не только транзит российского газа через Украину, теоретически он может привести к уменьшению транзита и через территорию Польши, – говорит Маринченко. – Это, в свою очередь, может ухудшить переговорную позицию польской PGNiG по цене на закупаемый у «Газпрома» газ, а также делает менее вероятной возможность существенного пересмотра ставок за транзит».
Принятие же поправок в Газовую директиву может поставить под вопрос судьбу проекта «Северный поток – 2», считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Впрочем, он не уверен, что поправки будут приняты. Они противоречат юридическим практикам Евросоюза, здравому смыслу и интересам ЕС в развитии конкурентного газового рынка, полагает Гривач.