«Роснефть» станет производителем сжиженного природного газа
Она вместе с партнерами по «Сахалину-1» построит завод на Дальнем ВостокеУчастники проекта «Сахалин-1» – «Роснефть», американская ExxonMobil, японская Sodeco, индийская ONGC – решили строить завод по производству сжиженного природного газа в Де-Кастри (Хабаровский край), сообщила «Роснефть». «Благодаря географической близости двух стран его продукция будет востребована и в Японии», – приводятся в сообщении слова главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина.
Сейчас СПГ в России производят «Газпром» (подконтрольный ему «Сахалин-2» в 2018 г. произвел 11,4 млн т) и «Новатэк» – его завод «Ямал СПГ» заработал на полную мощность в конце 2018 г. (16,5 млн т в год). «Роснефть» не хочет полностью отдавать рынок СПГ «Новатэку» и «Газпрому», отмечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.
«Роснефть» и ExxonMobil давно обсуждали строительство СПГ-завода на Дальнем Востоке. Изначально речь шла о заводе на 5 млн т СПГ в год стоимостью $8 млрд. Затем мощность проекта была увеличена до 6,2 млн т, а цена сначала выросла до $15,3 млрд, а затем снизилась до $9,8 млрд.
Решение о строительстве завода на ресурсной базе «Сахалина-1» может означать, что «Роснефть» не договорилась с «Газпромом» о поставках своего газа для планируемой третьей линии «Сахалина-2», считает аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. «Учитывая темпы роста мирового рынка СПГ примерно на 10% в год, стремительный рост импорта СПГ Китаем (свыше 40% ежегодно за последние три года), выход на сцену новых небольших импортеров (Бангладеш, Пакистан, Таиланд), строительство нового завода неподалеку от центров потребления выглядит крайне разумной стратегией», – говорит он. Проект будет конкурентоспособным, несмотря на относительно небольшую мощность, считает Маринченко.
К тому же к 2022–2023 гг. на мировом рынке СПГ возникнет дефицит из-за отсутствия в период низких цен на нефть (2015–2017 гг.) решений о новых проектах, отмечает Капитонов. Если завод будет построен к этому сроку, то его продукция окажется востребованной, если же строительство затянется до середины – второй половины 2020-х гг., то завод окажется в крайне конкурентной среде, поскольку на рынке появятся новые партии СПГ из США, Канады, Катара, от российских арктических проектов, рассуждает он. «Однако «Роснефть» и ExxonMobil являются акулами нефтегазовой отрасли и обладают мощнейшим лоббистским ресурсом. Если компании объединят свои ресурсы, то у завода не должно возникнуть проблем ни с получением льгот в России, ни с маркетингом своей продукции», – заключает аналитик.
Представитель ExxonMobil (ее «дочка» ExxonNeftegas – оператор «Сахалина-1») не ответил на запрос «Ведомостей».