Нефтяные гиганты инвестируют в чистую энергетику
Но мир еще долго будет зависеть от ископаемого топливаBP, Royal Dutch Shell, Total, Saudi Aramco и другие крупнейшие нефтяные компании все активнее инвестируют в стартапы, занимающиеся зеленой энергетикой и пытающиеся уменьшить вредные выбросы. Энергетические компании видят в этом возможность найти технологии, которые в будущем могут изменить их отрасль, пишет Financial Times (FT). Однако эти инвестиции все еще несопоставимы с их капиталовложениями в свой основной бизнес, поскольку возобновляемая энергетика пока не может заменить ископаемое топливо.
Совокупный размер инвестиций венчурных подразделений нефтяных гигантов вырос примерно в восемь раз почти до $1,2 млрд в 2015–2018 гг., по данным CB Insights. В этом году они заключили уже 27 сделок, и ожидается, что их вложения снова превысят $1 млрд. Инвестируют они в такие разные области, как разработка аккумуляторов, технологии зарядки электромобилей, хранение углекислого газа.
«Энергетические гиганты стали гораздо больше думать об устойчивости энергетики в целом, и все они оценивают открывающиеся возможности», – говорит Мунго Парк из консалтинговой фирмы Innovator Capital (цитата по FT). Их поддержка имеет большое значение для стартапов, занимающихся зеленой энергетикой, так как многие другие инвесторы готовы вкладывать деньги лишь на более поздних стадиях их развития, когда риск ниже, полагает Парк.
Например, BP инвестировала $20 млн в американский стартап Solidia Technologies, чьи технологии позволяют уменьшить использование энергии и улавливать выбросы углекислого газа при производстве цемента. Solidia занялась этим не просто так – на долю этой отрасли приходится около 7% выбросов углекислого газа, связанных с деятельностью человека. «Мы решили некоторые проблемы, с которыми производители цемента сталкивались на протяжении 50 лет, – утверждает гендиректор Solidia Том Шулер. – BP не просто дала нам деньги, но и помогла выполнить эту работу».
Меган Шарп из BP Ventures сравнивает такие инвестиции с затратами на НИОКР: «Мы хотим иметь возможность проводить тесты и испытания». По ее словам, венчурные инвестиции компании охватывают несколько стратегических областей – цифровую трансформацию, мобильность, чистую энергетику, электроэнергетику и контроль за вредными выбросами.
Shell Ventures инвестировала в Corvus Energy, разрабатывающую технологии для хранения электроэнергии (сумма не сообщается). Total Ventures вместе с другими инвесторами вложила $60 млн в карпулинговый сервис Scoop (позволяет объединиться людям, едущим на автомобиле в одном направлении). Saudi Aramco инвестировала в стартап Daphne Technology, пытающийся ограничить вредные выбросы кораблей.
Однако защитники окружающей среды и некоторые инвесторы критикуют гигантов за то, что они инвестируют в чистую энергетику лишь незначительную часть средств, отмечает FT. Нефтегазовые компании вложили в такие проекты лишь 1,3% своих капитальных затрат в 2018 г., по данным некоммерческой организации CDP. При этом она отмечает, что лишь Eni, Equinor, OMV, Petrobras, Repsol и Total раскрывают подробную информацию о таких инвестициях.
Отчасти это связано с тем, что чистая энергетика пока не является прибыльным бизнесом, а спрос на нефть и газ продолжает расти. «[Нефтяным гигантам было бы] трудно объяснить уменьшение капиталовложений в свой традиционный бизнес, обладающий высокой отдачей, ради таких низкорентабельных проектов, как возобновляемая и чистая энергетика», – говорит Валентина Кречмар из Wood Mackenzie.
По данным консалтинговой фирмы Thunder Said Energy, только 8% из 3043 патентов, поданных 25 крупнейшими нефтегазовыми компаниями мира в 2018 г., были связаны с чистой энергетикой. Но, как объясняет директор по проектам и технологиям Shell Гарри Брекельманс, компания и не ставит перед собой задачу делать открытия в областях, в которых у нее нет конкурентных преимуществ. «Мы не занимаемся разработкой солнечных панелей следующего поколения, – приводит его слова FT. – Но мы могли бы создавать солнечные фермы и продавать вырабатываемую ими электроэнергию».
Несмотря на огромное внимание, уделяемое возобновляемой энергетике, она еще не скоро заменит ископаемое топливо. По оценкам Wood Mackenzie, сейчас она позволяет удовлетворить лишь 2% мирового спроса на энергоресурсы. При этом доля нефти, газа и угля в предложении к 2040 г. составит 85%, незначительно снизившись с нынешних 90%.