Почему атаки на танкеры не повлияли на рынок нефти

Другие факторы перевешивают усиление нестабильности в Персидском заливе
Катер иранского Корпуса стражей Исламской революции приближается к танкеру Stena Impero
Катер иранского Корпуса стражей Исламской революции приближается к танкеру Stena Impero / Morteza Akhoondi/Tasnim News Agency via AP

Рост напряженности в Персидском заливе, несколько атак на танкеры и попытки Ирана помешать их движению не привели к удорожанию нефти. Первый инцидент в регионе произошел в понедельник 13 мая. Но за период с 10 мая по 23 июля цена Brent снизилась на 9,6%, а американской WTI – на 7,9%.

Даже после того как в пятницу 19 мая иранские гвардейцы задержали в Ормузском проливе два связанных с Великобританией танкера и отконвоировали в свой порт один из них, Stena Impero, цены в понедельник выросли всего на 1,3% и 1,1% соответственно. Во вторник нефть торговалась в небольшом минусе и лишь в конце дня немного подорожала после публикации данных Американского института нефти о более значительном, чем ожидалось, сокращении ее коммерческих запасов за последнюю неделю.

В среду к 13.00 мск Brent стоила почти $64, WTI – $57 за баррель.

По-прежнему значительные запасы и растущая, хоть и замедляющаяся добыча сланцевой нефти в США могут легко компенсировать любые перебои с поставками из Ирана и переживающей экономический кризис Венесуэлы, уверен Норберт Рюкер, главный макроэкономист банка Julius Baer. Среднесуточная добыча в Иране и Венесуэле, которые находятся под американскими санкциями, упала за последний год в общей сложности на 2,1 млн баррелей, страны ОПЕК+ ограничивают производство, но Brent все равно дешевле, чем год назад, когда она стоила около $73 за баррель. Рост цен ограничивает и тормозящая мировая экономика, добавляет Рюкер.

Впрочем, недостатка в негативных комментариях и оценках тоже нет.

Проход через Ормузский пролив «связан со значительными рисками для международных нефтяных танкеров, что, по нашему мнению, обуславливает значительно более высокую премию за риск к нефтяным ценам, чем наблюдается сегодня», полагает Карстен Фрищ, сырьевой аналитик Commerzbank (его мнение приводит The Wall Street Journal). Через этот узкий пролив между Ираном и ОАЭ, который соединяет Персидский и Оманский заливы, проходит около трети мировой нефти, поставляемой морским путем, или около 17 млн баррелей в день.

«Рынки, наверное, отреагируют негативно» – цены вырастут, участники станут ожидать сокращения предложения, написал в пятницу после инцидента со Stena Impero Ричард Нефью, старший исследователь Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете. Ситуация на Ближнем Востоке постоянно меняется и может снова резко обостриться, предупреждает Джованни Стауново из UBS. Из-за этого, полагает он, в ближайшие 3–6 месяцев цена поднимется выше $70.

Но аналитики по нефти RBC Capital Markets назвали цены на нее «сломавшимся барометром» с точки зрения оценки роста напряженности в регионе.

В большей степени участников рынка волнуют другие вопросы. Он, «похоже, помешан на страхах, связанных со спросом», заявляет коллега Фрища из Commerzbank, начальник отдела анализа сырьевых рынков Юджин Вайнберг. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (МЭА) снова снизило прогноз роста мирового спроса в 2019 г., ОПЕК и Управление энергетической информации США (EIA) сделали это в июне. МЭА снижает среднесуточный прогноз на этот год до 1,1 млн баррелей, сказал в интервью Reuters исполнительный директор агентства Фатих Бироль; в июне МЭА давало оценку в 1,2 млн, в прошлом году – 1,5 млн баррелей.

МВФ во вторник снизил прогноз роста мирового ВВП до 3,2%; это самые низкие темпы за прошедшее десятилетие.

Сдержанная реакция участников рынка на столкновения в Персидском заливе говорит об их вере в то, что США восполнят нехватку нефти, если в регионе вспыхнет война, написали в отчете аналитики RBC Capital Markets. Зарубежные поставки нефти из США растут и это долгосрочная тенденция, считают эксперты и руководители энергетических компаний. За неделю по 21 июня ее экспорт составил рекордные 3,77 млн баррелей в день, что на 348 000 баррелей больше, чем неделей ранее. В июне в Мексиканском заливе нефтью загружался 21 крупный танкер, тогда как до сих пор в этом году средний показатель составлял 13 танкеров в месяц, отмечают в RBC Capital Markets.

Компания Enterprise Products Partners заявила в июле, что наращивает экспортные мощности в Хьюстоне примерно на 30%, строя еще один причал для отгрузки нефти. По ее оценке, экспорт сырой нефти из США к 2025 г. вырастет более чем вдвое до 8 млн баррелей в день.

«Объемы сырья в хранилищах США до конца года, скорее всего, будут снижаться на фоне увеличения экспорта сланцевой нефти, добыча которой демонстрирует бурный рост. Настроения игроков становятся все более «медвежьими», а ожидания сокращения добычи странами ОПЕК+ и санкции против Ирана уходят на второй план, – пишет в отчете Рюкер из Julius Baer. – На горизонте 3 и 12 месяцев котировки будут торговаться на уровне $65 и $57,5 за баррель [Brent и WTI] соответственно». Со стороны предложения много рисков, но любой рост цен будет недолгим и незначительным, в том числе из-за ухудшения прогнозов по спросу, добавляет он.

МЭА ожидает увеличения добычи в США в этом году на 1,8 млн баррелей в день; это меньше, чем 2,2 млн в прошлом году, но «эти объемы придут на рынок, где рост спроса замедляется», сказал Бироль Reuters. По его мнению, цена в $65 за баррель уже учитывает напряженность, связанную с Ираном, Венесуэлой и Ливией, где добыча время от времени прерывается из-за военных действий, а также торговое противостояние между США и Китаем. Бироль не ждет сильного скачка цен, потому что «нефти много – благодаря прежде всего сланцевой революции в США».