Танкерные перевозки резко подорожали из-за инцидентов в Персидском заливе

Но рынок нефти пока слабо реагирует на захваты кораблей с топливом
Иранский катер блокирует проход идущего под британским флагом танкера Stena Impero (принадлежит шведской компании Stena Bulk, имеет международный экипаж) 
Иранский катер блокирует проход идущего под британским флагом танкера Stena Impero (принадлежит шведской компании Stena Bulk, имеет международный экипаж)  / Mizan News Agency / WANA Handout

Танкеры стали пешками в дипломатическом конфликте между Ираном и США и их союзниками – так топ-менеджер судоходной компании описал Financial Times (FT) ситуацию последних недель. Попытки остановить перевозящие нефть суда привели к росту стоимости фрахта и страхования. Судовладельцы призывают западные страны обеспечить безопасность судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе, который разделяет Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и в самом узком месте составляет 54 км.

Усиление военно-морского присутствия может замедлить судоходство в Ормузском проливе, который и без того сильно загружен, полагают некоторые аналитики. Другие считают, что сопровождение танкеров военными кораблями станет нормой.

Подразделения Корпуса стражей Исламской революции в прошлую пятницу задержали два связанных с Великобританией танкера. Один из них, остановленный в Персидском заливе, был вскоре отпущен, а шедший под британским флагом Stena Impero отконвоирован в порт иранского города Бендер-Аббас. Оба танкера направлялись в Саудовскую Аравию.

А 10 июля, по сообщению британского правительства, три иранских корабля пытались воспрепятствовать проходу танкера British Heritage, принадлежащего BP, но им помешал британский военный корабль. США и Великобритания ранее обвиняли Иран в атаках на шесть судов у берегов ОАЭ в мае и июне. После того как США в 2018 г. вышли из договоренности по ядерной программе Ирана и ввели против него санкции, Тегеран неоднократно грозил помешать транспортировке нефти и нефтепродуктов через Персидский залив.

В июне также были совершены нападения на два танкера в Оманском заливе (Ормузский пролив соединяет его с Персидским); после этого, по данным Jefferies Financial Group, среднесуточная стоимость фрахта крупного танкера подскочила на 69% до $30 759. С тех пор она снизилась до $23 339 на прошлой неделе, но в июле прошлого года составляла лишь около $14 000. Аналитик Jefferies Рэнди Гивенс теперь ждет нового скачка цен. По его словам, страховые премии для судов, идущих через Персидский залив, в последние недели выросли с обычного 1% до 4% от стоимости груза. Капитаны и команды требуют надбавку за работу в опасных условиях, рассказал Гивенс The Wall Street Journal и добавил, что слышал о танкерах, отплывших из ОАЭ с полным грузом топлива, чьи капитаны теперь отказываются идти через Ормузский пролив.

С ростом опасности растут и расходы, указывают руководители судоходных компаний. Стоимость судов для прохода по Персидскому заливу уже составляет более $50 000 в день, тогда как на других маршрутах – $27 000. «Если корабль зафрахтован на длительный период, то плывешь, куда хочет клиент, – сказал FT греческий судовладелец, управляющий более чем 20 танкерами. – Корабль, экипаж и груз застрахованы, но, несмотря на это, если судно захватят, деньги теряются большие [из-за простоя]».

Через Ормузский пролив проходит около трети всей мировой нефти, поставляемой морским путем, или около 17 млн баррелей в день. По данным Управления энергетической информации США, в 2018 г. около 75% этой нефти и конденсата направлялось в Азию, прежде всего в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Сингапур.

Министерство финансов Великобритании после пятничного инцидента рекомендовало судам под британским флагом воздержаться от прохода через Ормузский пролив. В результате, по данным консалтинговой фирмы Lloyd’s List Intelligence, восемь таких кораблей, включая несколько танкеров, застряли в районе Персидского залива.

Рынок нефти пока спокоен

Цена нефти пока слабо реагирует на инциденты с танкерами. В понедельник из-за пятничных событий она поднялась более чем на 1% за баррель Brent, а во вторник снизилась на 0,2% до $63,16 к 12.50 мск. «Последние события на Ближнем Востоке должны нам напомнить, что ситуация постоянно меняется и может снова резко обостриться», – отмечает Джованни Стауново, аналитик UBS (цитата по Reuters). В банке полагают, что в ближайшие 3–6 месяцев цена поднимется выше $70.
Рынок не верит в войну между Ираном и Западом, а объемы нефти на тех танкерах, с которыми случались инциденты, очень малы, чтобы спровоцировать резкий скачок котировок, сказал FT лондонский нефтяной трейдер. «Но все внимательно следят за ситуацией. Пока же санкции против Ирана подрывают предложение в большей степени, чем ответные действия в отношении этих танкеров», – отметил он.

Приоритетом должно быть дипломатическое разрешение конфликта, но усиление мер безопасности в регионе тоже необходимо, считает Боб Сангинетти, гендиректор Судоходной палаты Великобритании. Он призывает создать международную военную коалицию для обеспечения прохода коммерческих судов. США через несколько часов после захвата в пятницу британского танкера объявили о начале международной операции с целью «усилить наблюдение за ключевыми судоходными путями на Ближнем Востоке, чтобы обеспечить их безопасность и свободу навигации».

Ормузский пролив и так сильно загружен, и военные конвои, учитывая напряженную геополитическую ситуацию, только ухудшат положение дел, опасается Ричард Мид из отраслевого издания Lloyd’s List. Такие конвои станут нормой, возражает Амрита Сен, аналитик Energy Aspects. «Стоимость судоходства и страхования уже росла, а последнее событие еще больше ее увеличит. Азиатские НПЗ теперь будут еще активнее искать альтернативные источники поставок нефти, а судовладельцы – альтернативные пути, где это возможно. Все это увеличит расходы», – приводит ее мнение FT.