«Камаз» будет собирать электробусы в Москве

Проект обойдется компании в 1 млрд рублей
Интерес «Камаза» к организации сборки в Москве связан прежде всего с тем, что столица – крупнейший в России заказчик электробусов
Интерес «Камаза» к организации сборки в Москве связан прежде всего с тем, что столица – крупнейший в России заказчик электробусов / АГН «Москва»

«Камаз» при поддержке правительства Москвы организует в столице сборочное производство электробусов проектной мощностью не менее 500 машин в год, а также наладит выпуск электрических компонентов к ним и создаст центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта. Об этом компания и мэрия Москвы сообщили 4 июля.

Проект будет реализован на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (филиал ГУП «Мосгортранс»), но это будет производство именно «Камаза», сказал представитель автоконцерна. «Камаз» реконструирует и построит производственные объекты общей площадью около 75 000 кв. м, говорится в сообщении мэрии Москвы. Инвестиции оцениваются в 1 млрд руб. Москва обещает новому производству «Камаза» налоговые льготы (площадка, как предполагается, получит статус технопарка) и поддержку в подключении к электросетям и другим инженерным коммуникациям.

Проект будет полностью реализован в 2023 г., сказал представитель «Камаза». Сроки начала сборки он не уточнил. По его словам, в Москве будет проводиться финальная сборка электробусов, а кузова для них будут выпускаться на основном автобусном производстве – принадлежащем «Камазу» заводе «Нефаз» в Башкирии.

Сокольнический завод и сейчас участвует в поставках электробусов «Камаз» – он занимается монтажом некоторых деталей, говорит представитель автоконцерна. Основная сфера деятельности завода – обслуживание автобусов и их агрегатов, реставрация ретротранспорта, выпуск павильонов для остановок, перечисляется в сообщении мэрии Москвы. Здесь же находится центральный склад для хранения запчастей для подвижного состава «Мосгортранса».

Интерес «Камаза» к организации сборки в Москве связан прежде всего с тем, что столица – крупнейший в России заказчик электробусов. Кроме того, необходимо расширять имеющееся производство, поясняет представитель компании. В 2018–2019 гг. мэрия провела аукционы на поставку по контрактам жизненного цикла 300 машин стоимостью 33 млн руб. каждая и зарядных станций. 200 электробусов поставит «Камаз», еще 100 – группа ГАЗ. «Мосгортранс» получил от них уже около 170 машин. В 2020 г. Москва купит еще 300 электробусов, а с 2021 г. будет приобретать только электробусы (по 800–1000 штук в год), отказавшись от закупок дизельных автобусов. Сейчас «Камаз» поставляет Москве и традиционные дизельные автобусы – общий портфель заказов, включая электробусы, оценивается в 20 млрд руб., следует из данных мэрии.

«Сейчас мощности на «Нефазе» полностью загружены. Собираемся расширить их с 1200 до 1500 в год. Но даже в таком виде заказы принимаем уже на конец 2020 г.», – объясняет представитель «Камаза» необходимость расширения сборки электробусов. О нехватке мощностей в мартовском интервью «Ведомостям» говорил и заместитель гендиректора «Камаза» Николай Пронин: «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого». Тогда он пояснял, что среди рассматриваемых вариантов – создание СП с «Тролзой», крупнейшим в России производителем троллейбусов. Сейчас «Камаз» другие варианты для расширения производства электробусов помимо выпуска в Москве не рассматривает, сказал представитель автоконцерна.

Выбор Москвы логичен – город является крупнейшим потребителем и при этом готов поддержать проект «Камаза», замечает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. К тому же в Москвовской области расположено производство поставщика батарей – компании Drive Electro, добавляет он.