Правительство не будет продлевать соглашение о контроле цен на бензин

Но к подорожанию топлива это не приведет, уверены чиновники и нефтяники
<br>Эксперты и чиновники не ожидают резкого роста цен на топливо в июле

Эксперты и чиновники не ожидают резкого роста цен на топливо в июле
/ Кирилл Кухмарь / ТАСС

1 июля истекает срок действия соглашения нефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Оно действует с ноября прошлого года. Документ предусматривает фиксированные максимальные цены на Аи-92, Аи-95 и дизтопливо, их индексацию с января этого года на величину инфляции, а также ежемесячное увеличение поставок топлив на внутренний рынок. Подписание соглашения позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в прошлом году. Юридически обязывающий документ между 10 нефтяными компаниями и ФАС с Минэнерго истек в апреле. Дальше стороны действовали согласно совместному протоколу с вице-премьером Дмитрием Козаком, который подписали 22 марта. В протоколе была отсылка на соглашение, подписи под протоколом поставили представители 10 нефтяных компаний.

Соглашение продлеваться не будет, рассказали «Ведомостям» четыре сотрудника разных нефтяных компаний и два федеральных чиновника. Решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию, сообщили два сотрудника нефтяных компаний и подтверждает чиновник.

Что случится, если нефтяники нарушат договоренности, собеседники «Ведомостей» не говорят. Представители Минэнерго и ФАС не ответили на вопросы «Ведомостей». Представитель Минфина посоветовал обратиться к представителю Козака, а тот отказался от комментариев. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» не ответили на вопросы «Ведомостей».

У правительства по-прежнему остается возможность ввести заградительные экспортные пошлины на все виды нефтепродуктов – 90% от нефтяных. Именно этим угрожал нефтяникам прошлой осенью премьер-министр Дмитрий Медведев. Впрочем, последние несколько месяцев о заградительной пошлине ни правительство, ни нефтяники больше не вспоминают, говорит еще один федеральный чиновник.

«Зачем продлевать соглашение, если [налоговый] маневр работает и без него?» – рассуждает сотрудник аппарата правительства. С 1 июля начнет работать новая формула для механизма компенсации нефтяным компаниям за поставку моторных топлив на внутренний рынок. Выплаты со стороны государства возрастут.

Государство получило достаточно рыночных инструментов, чтобы обходиться без продления соглашений с нефтяниками, считает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По сего словам, есть еще механизм скорректированной компенсации за поставку на внутренний рынок и опция по ее обнулению, если нефтяники существенно превысят ценовые ориентиры на оптовом рынке. «Тем более что на фоне снижения европейских цен на нефтепродукты и сохранения стабильного курса рубля давление на внутренние цены постепенно ослабевает», – считает Борисов.

Проводить подобного рода операции на топливном рынке во время высокого летнего сезона как минимум опасно, полагает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. «Несмотря на все надежды, что новая формула компенсации нефтяникам заработает без сбоев, она скорее всего не заработает. Боюсь, что, если правительство не обяжет нефтяников сдерживать цены еще три месяца, на топливном рынке опять случится перекос», – говорит Гусев. Вся независимая розница снова окажется в убытках, «как это уже было в конце прошлого лета». Он считает, что выхода из сложившейся ситуации всего два: или правительство перейдет к полностью рыночной экономике и отпустит внутренние цены на топливо, или введет полное госрегулирование.

В середине апреля и до конца мая топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и в мелком опте начало стремительно дорожать, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Аи-92 и Аи-95 подорожали за май на 11% каждый до 48 449 и 47 363 руб. за 1 т. Рост цен был вызван повышенным спросом из-за начала летнего сезона и уходом части НПЗ на ремонты, ­дорожала и нефть. «Кроме того, этот рост был восстановительным, – говорит Ежов. – До конца марта правительство жестко следило за тем, чтобы поставки на внутренний рынок превышали на 3% поставки в аналогичный месяц 2017 г.». В итоге рынок оказался «перезалит», констатировал в конце марта этого года министр энергетики Александр Новак.

По словам Ежова, в начале апреля были дни, когда бензин (без учета акциза) стоил дешевле нефти в рублевом выражении, а это аномальная ситуация.

Но все равно цены на нефтепродукты не превысили те максимальные цены, которые установило правительство в октябре прошлого года. Так, Аи-92 дорожал максимум до 50 396 руб. за 1 т, а максимальная цена, которую нефтяники согласились держать, была 53 501 руб. за 1 т. Аи-95 дорожал на бирже до 52 287 руб. за 1 т, тогда как максимальная цена по соглашению была 56 649 руб.

В подготовке статьи участвовали Филипп Стеркин, Анна Червонная, Галина Старинская

<br>Эксперты и чиновники не ожидают резкого роста цен на топливо в июле