Компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок вырастут

Но за чей счет в следующем году – чиновники пока не договорились
Новая формула исправляет недостаток
Новая формула исправляет недостаток / Андрей Махонин / Ведомости

С 1 июля заработает новая формула компенсации потерь нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок, рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Она будет лучше учитывать возможные колебания цен на нефть, защищая от них розничные цены бензина, объясняет он.

Поставлять топливо на внутренний рынок в 2019 г. стало невыгодно из-за нескольких факторов: налоговый маневр привел к росту стоимости сырья для НПЗ, выросли акцизы, а правительство обязало нефтяников не повышать внутренние цены на бензин и дизельное топливо. По оценкам Минфина, государство доплачивает нефтяникам за сдерживание цен 3,5 руб. с литра бензина Аи-92. Но этот механизм не позволяет сдерживать рост цен в определенном диапазоне цен на нефть, а также не совсем эффективен, когда нефтяные котировки приближаются к $80/барр., отмечает Сазанов.

По действующей формуле при экспортной цене бензина ниже 56 000 руб./т нефтяники платят компенсацию бюджету, даже несмотря на то что продолжают нести потери от поставок на внутренний рынок, объясняет главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Такая ситуация была в январе – феврале и может повториться в июне, если сохранится текущая конъюнктура, отмечает он.

Что изменится в 2019 г. ...

Сейчас государство компенсирует нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива – 56 000 и 50 000 руб./т соответственно. С 1 июля фиксированная цена будет снижена до 51 000 и 46 000 руб., разными будут и поправочные коэффициенты – 0,75 и 0,7 соответственно, рассказывает Сазанов. Бюджету во втором полугодии 2019 г. это обойдется в 25–30 млрд руб. Как компенсировать эти потери, чиновники договорились: с 1 сентября НДПИ будет повышен на 75 руб.

Новая формула исправляет недостаток, говорит Ежов, теперь фиксированная цена отсечения – 51 000 руб./т – приближена к оптовой цене внутреннего рынка и, если экспортная цена составит, например, 53 000 руб./т, компании получат компенсацию за убытки на внутреннем рынке. По действующей формуле они должны будут платить в бюджет 1800 руб./т, объясняет он. По итогам мая средние розничные цены на бензин находились примерно на 5 руб./л ниже того уровня, который обеспечивает равнодоходность поставок НПЗ по сравнению с экспортом и приемлемую маржу в рознице, согласен директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Снижение цены отсечения в формуле демпфера позволит существенно сократить это отставание и в целом сделает систему более устойчивой к изменениям внешней конъюнктуры, считает он.

...и в 2020 г.

В 2020 г. формула компенсации также изменится: государство будет возвращать нефтяникам 68 и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценой (она индексируется на инфляцию). Это позволит сдержать рост цен на бензин без потерь для нефтяников, считает Сазанов. Но потери будут у государства: при $65/барр. они вырастут до 84 млрд руб. (4,6 руб. с 1 л бензина), оценивает он.

Как компенсировать эти потери, Минфин и Минэнерго пока не договорились. Минфин настаивает, чтобы независимо от изменения цен на нефть бюджет не оказался в минусе, согласованное повышение НДПИ восполнит потери только на 36 млрд руб., часть также компенсирует введение акциза на средние дистилляты, согласованное с Минэнерго. Как именно Минфин предлагает дополнительно поднять НДПИ, он не говорит.

«Минэнерго предлагает Минфину увеличить компенсацию за счет ФНБ. Минфин пытается полностью исключить выплаты за счет ФНБ. Вокруг этого и разворачивается борьба», – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон конфликта (отрицательный акциз, в том числе демпфер, – нефтегазовые доходы, уменьшение которых приводит к недополученным доходам ФНБ. – «Ведомости»). Минфин такой вариант не устраивает, отмечает Сазанов: нужно застраховать бюджет на случай роста цен на нефть, вместе с которым «по экспоненте вырастут и потери бюджета». Так, при цене $100/барр. они достигнут 1,6–1,7 трлн руб. и повышение НДПИ все не компенсирует, говорит он. Котировки вряд ли достигнут такого уровня, но нужно учесть их возможный рост в долгосрочной перспективе, отмечает Сазанов: «Мы ставим цель зафиксировать условия на долгосрочную перспективу, а не менять их каждый год». При этом утвердить «прибавку к НДПИ» в 75 руб. на долгосрочную перспективу «было бы странно, это продемонстрировало бы нашу финансовую неграмотность – такие параметры выгодны только для нефтяных компаний, которые получали бы все больше и больше средств из бюджета».

Непонятно, почему именно нефтедобыча с одним из самых высоких уровней налоговой нагрузки должна компенсировать выпадающие доходы бюджета, которые требуются для поддержания социально приемлемых цен на топливо, а не другие отрасли или источники, говорит Борисов.

Проблему субсидирования цен на бензин в принципе не стоит решать за счет налоговой системы, сказал главный экономист Global Markets Владимир Тихомиров, но неправильно и трогать бюджет – никто не гарантирует сохранения цен на нефть на текущем уровне, как и профицита бюджета, который сохраняется благодаря жесткой бюджетной политике, бюджетному правилу и сдерживанию расходов.

Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Нефтяные компании не ответили на запросы «Ведомостей».

Новая формула исправляет недостаток