Что нового может дать «Ленте» Алексей Мордашов

Владелец «Северстали» хочет купить сначала 34% акций сети, а затем выставить оферту остальным акционерам
После покупки «Ленты» Мордашовым сеть может выиграть за счет синергии с «Утконосом»
После покупки «Ленты» Мордашовым сеть может выиграть за счет синергии с «Утконосом» / Евгений Егоров / Ведомости

Крупнейший акционер сети гипермаркетов «Лента» – TPG Group ведет переговоры о продаже всей своей доли в ритейлере компании Алексея Мордашова «Севергрупп». Об этом «Ведомостям» рассказали инвестиционный банкир, два портфельных инвестора и источник, близкий к одному из инвестиционных банков, знающие о переговорах от разных сторон сделки. Позднее «Лента» подтвердила, что такие переговоры ведутся.

TPG владеет 34,13% в «Ленте». В свободном обращении – 57,22%. Если стороны договорятся, «Севергрупп» выставит оферту всем акционерам и держателям расписок «Ленты», сообщил ритейлер.

На закрытие торгов в Лондоне 26 марта одна расписка «Ленты» стоила $3,33. Таким образом, пакет TPG в «Ленте» может стоить около $547 млн при капитализации ритейлера в $1,6 млрд.

Представители «Севергрупп» и TPG от комментариев отказались.

Forbes в 2019 г. оценил состояние Мордашова в $20,5 млрд. Основа его состояния – третья по величине сталелитейная компания России «Северсталь», где у предпринимателя 77,03%. На закрытие торгов 26 марта такой пакет на Лондонской бирже стоил около $10,06 млрд. «Северсталь» – одна из самых рентабельных компаний отрасли. Последние пять лет рентабельность по EBITDA держится на уровне 30%, долговая нагрузка стабильно ниже 1 EBITDA, а свободный денежный поток превышает $1 млрд.

«Северсталь» регулярно платит дивиденды: всего с 2009 по 2018 г. она заплатила акционерам $8,17 млрд, в том числе Мордашову – $6,3 млрд. Хотя основной источник доходов бизнесмена связан с «Северсталью», его интересы сталелитейной промышленностью не ограничиваются. Так, ему принадлежат золотодобывающая Nord Gold, производитель турбин «Силовые машины» и березовой фанеры «Свеза», доли в «Национальной медиа группе», «СТС медиа», Tele2 Russia, банке «Россия» и др.

Есть у Мордашова и опыт в сфере торговли и услуг: «Севергрупп» владеет крупнейшим онлайн-продавцом продуктов питания в России – «Утконосом», основанным еще в 2000 г. Среди других активов предпринимателя – 24,9% туристической компании TUI, одной из крупнейших в мире.

В последние год-полтора Мордашов активно интересовался крупной офлайн-розницей, в частности «Магнитом», говорят двое знакомых Мордашова. Но основной акционер сети Сергей Галицкий в начале 2018 г. продал почти весь свой пакет ВТБ.

«Лента» провела IPO в феврале 2014 г. – до присоединения Крыма и последовавших санкций против России. Компания была оценена в $4,3 млрд. Пика котировки сети достигли летом 2014 г. А потом они неуклонно снижались.

В последнее время «Лента» испытывала трудности, компании никак не удавалось добиться устойчивого роста покупательского потока в ее гипермаркетах. В 2018 г. «Лента» впервые за историю в качестве публичной компании предупредила инвесторов, что не выполнит планы роста сети.

«Лента» за последнее время стала менее привлекательна, отмечают аналитики «ВТБ капитала»: рост сети замедлился, стратегия развития неясна, прибыльность снижается. Рыночная капитализация не учитывает все преимущества качественного и перспективного актива, спорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Может получиться, что на покупку доли в «Ленте» Мордашов потратит меньше, чем он потратил на «Утконос» за время его существования – это почти $1 млрд».

Знакомый Мордашова предполагает, что один из возможных вариантов – синергия крупного федерального ритейлера и «Утконоса», который работает только онлайн. «Лента» всегда осторожно относилась к развитию продаж в интернете, напоминает Бурмистров: до сих пор она ограничивалась работой с партнерами – сервисами доставки из ее магазинов.

Синергия «Ленты» и онлайн-ритейлера возможна, считает партнер Bain & Company Евгений Белащенко: например, можно было бы использовать гипермаркеты для сбора онлайн-заказов или открывать там dark store – зоны, работающие только на онлайн-заказы. Кроме того, присутствие «Ленты» в городах-миллионниках открывает там возможности для развития интернет-продаж, напоминает эксперт. Это эффективнее, чем выводить на рынок новый онлайн-бренд, ведь при интернет-покупках продуктов покупатели чаще лояльнее к магазинам, где они уже покупают офлайн.

Мордашов – стратег и визионер, активно инвестирует в IT- и онлайн-проекты, напоминает Бурмистров. Среди его венчурных инвестиций в сети – образовательная платформа «Нетология», несколько рекрутинговых сервисов и «Ремонтник.ру». «Лента» может только выиграть от его стратегического подхода, полагает эксперт: если сделка состоится, развитие ритейлера может существенно ускориться не за счет какой-либо синергии с «Утконосом», а за счет новой экспертизы и приоритизации инвестиций в технологии. «Лента» может вернуться к борьбе за лидерство по технологичности с X5 Retail Group, которая в последние несколько лет вырвалась далеко вперед всех в отрасли», – прогнозирует эксперт.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой, Ирина Синицына, Полина Трифонова

После покупки «Ленты» Мордашовым сеть может выиграть за счет синергии с «Утконосом»