Санкции не помешали UC Rusal заработать больше
Рост цен компенсировал падение продажТретий крупнейший в мире производитель алюминия UC Rusal отчитался за 2018 г., девять месяцев которого компания находилась в санкционном списке минфина США. Американским гражданам было запрещено работать с фигурантами списка, а резиденты других стран за существенные операции в пользу компаний из списка рисковали попасть под вторичные санкции. В результате многие зарубежные компании отказывались от сотрудничества с UC Rusal. Сразу после попадания в санкционный список, по итогам II квартала 2018 г., компания сократила продажи алюминия на 18,9% (до 783 000 т) по сравнению I кварталом, выручка тогда упала на 17,9% , а чистая прибыль – на 25% до $408 млн.
По итогам 2018 г. UC Rusal сократила реализацию первичного алюминия на 7,2% до 3,7 млн т из-за ограничений, связанных с санкциями США. Однако выручка компании за год выросла на 3,1% до $10,3 млрд. EBITDA выросла на 2%, а прибыль – почти на 40% до $1,7 млрд.
Рост цен позволил компании частично компенсировать падение продаж, объяснила на телеконференции директор по финансам UC Rusal Александра Бурико. Из отчета компании следует, что в 2018 г. тонна алюминия на Лондонской бирже металлов стоила на 9,2% больше, чем в 2017 г., – $2110, а цена реализации металла держалась на уровне $2259 за тонну, что на 7,3% выше цены годом ранее.
Окончательно санкции против компании так и не были введены. Минфин США постоянно откладывал их вступление в силу, кроме того, разрешил гражданам США и их партнерам заключать с UC Rusal контракты. Но разрешение действует только для тех компаний, которые уже несколько лет подряд закупали товары и услуги UC Rusal или сами предоставляли ей услуги технического обслуживания. Таким образом, компания продолжала поставлять металл в рамках краткосрочных «лицензий» минфина США. А в конце января минфин США снял санкции с российского производителя алюминия.
Как рассказала на телеконференции с журналистами Бурико, до санкций UC Rusal поставляла на рынок США порядка 400 000 т металла, то есть около 10%. На досанкционные показатели отгрузок в США компания рассчитывает выйти к 2020 г., сообщила Бурико. По ее словам, в целом география продаж компании не изменится, лишь с той разницей, что может увеличиться потребление алюминия на внутреннем рынке.
UC Rusal смогла наладить поставки в Индию, рассказал недавно в интервью «Интерфаксу» гендиректор компании Евгений Никитин. «Это сложный рынок, удаленный с точки зрения логистики. Но он стремительно развивается, – пояснил 7 марта директор по сбыту и маркетингу компании Роман Андрюшин. – Индия может стать вторым Китаем».
Сейчас у компании нет длительных контрактов с трейдерами на поставки металлов, рассказала Бурико. Единственный сохранившийся контракт – со швейцарским трейдером Glencore.
Первое полугодие текущего года компания рассчитывает работать в основном по спотовым продажам, пояснила директор по финансам, так как период заключения долгосрочных контрактов – сентябрь-октябрь – компания пропустила. Однако уже во втором полугодии UC Rusal восстановит работу по долгосрочным контрактам, уверена Бурико.
Итоги UC Rusal разнятся от квартала к кварталу, подчеркивает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. Например, IV квартал был очень слабым. «Все было очень неопределенно. Короткие контракты закончились в IV квартале, минфин США тогда допустил лишь короткое продление лицензии. Клиенты, скорее всего, решили переждать из-за неопределенности: вероятность снятия и неснятия санкций была почти одинаковой», – говорит она.
Неплохие результаты за год, по мнению Ализаровской, обеспечены I кварталом, который не был задет санкциями, и третьим: в июне минфин продлил разрешение на операции с UC Rusal до 23 октября, поэтому компания смогла заключить и продлить контракты с клиентами и продажи нормализовались до квартальных уровней до санкций. В целом, по мнению эксперта, речь идет не о возвращении UC Rusal на рынок, а лишь о нормализации ее работы, так как компания и не сокращала существенно продажи в 2018 г.
Аналитик VTB Capital Борис Синицын подчеркнул, что самое важное сейчас для UC Rusal – восстановить роботу по долгосрочным контрактам. «Топ-менеджмент компании ожидает, что это произойдет уже во II квартале текущего года. Это повлечет за собой значительное высвобождение избыточного оборотного капитала, накопленного в 2018 г.», – замечает Синицын. По его оценкам, избыточный оборотный капитал за 2018 г. составил $900 млн.