Дальневосточные ТЭС модернизируют вне конкурса

Проекты модернизации и строительства станций будет утверждать правительство
На Дальнем Востоке должны модернизировать около 2 ГВт на сумму около 200 млрд руб./ Сергей Мальгавко / ТАСС

Проекты по модернизации и строительству новых тепловых электростанций (ТЭС) на Дальнем Востоке будут утверждаться правительством на основе предложений комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Законопроект об этом 25 февраля размещен на сайте regulation.gov.ru. Его разработало Минэнерго.

В 2019 г. в России началась программа модернизации старых ТЭС по договорам предоставления мощности (ДПМ, предусматривают возврат инвестиций через повышенные платежи потребителей). В течение 2022–2031 гг. по всей стране должно быть обновлено около 41 ГВт мощностей, инвестиции оценивают в сумму около 1,9 трлн руб. Участникам первого отбора на 11 ГВт, который должен пойти весной этого года, гарантирована базовая прибыль в 14%.

На Дальнем Востоке должны модернизировать около 2 ГВт на сумму около 200 млрд руб., сообщил в январе министр энергетики Александр Новак. Законопроектом также предусмотрена возможность строить в регионе новые станции. Сроки их ввода, технические требования и стоимость проектов также будет утверждать правительственная комиссия, следует из документа.

Сейчас все дальневосточные ТЭС принадлежат «Русгидро». Гендиректор «Русгидро» Николай Шульгинов в интервью «Ведомостям» ранее рассказывал, что компания планирует построить новые станции – Хабаровскую ТЭЦ-4, Артемовскую ТЭЦ-2 и вторую очередь Якутской ГРЭС-2 – и обновить оборудование на Комсомольской ТЭЦ-2 и Владивостокской ТЭЦ-2. На это, по подсчетам компании, потребуется около 153 млрд руб. Планы компании не изменились, сказал представитель «Русгидро».

Шульгинов также отмечал, что для создания в регионе рынка электроэнергии нужно привлекать инвестиции и развивать конкуренцию. В январе 2019 г. на встрече с президентом Владимиром Путиным он попросил, чтобы реализация программы была возложена на компании группы «Русгидро».

Если бы новая программа проходила на конкурсной основе и обеспечивала возможность доступа частных инвесторов, это стало бы значительным шагом в сторону либерализации энергорынка в ДФО, считает партнер практики «Электроэнергетика» Vygon Consulting Алексей Жихарев. Он отметил, что при отсутствии конкуренции мало шансов на оптимизацию капитальных вложений в модернизацию мощностей.

Модернизацию на Дальнем Востоке будут оплачивать как потребители этого региона, так и ценовых зон (Европейская часть России, Сибирь и Урал, где действует оптовый рынок электроэнергии и мощности). Как распределятся платежи, в проекте не говорится. Затраты будут пропорционально распределены между потребителями ДФО и ценовых зон, пропорции будут утверждены правительством, пояснил представитель Минэнерго.

Надбавка на модернизацию дальневосточных ТЭС составит около 30 млрд руб. в год, подсчитал Жихарев: «При включении в надбавку проектов модернизации других неценовых зон ОРЭМ [оптовый рынок электроэнергии и мощности, к неценовым зонам относятся Дальний Восток, Коми, Архангельская и Калининградская области] эта сумма будет расти».

Платеж потребителей ценовых зон целесообразно минимизировать или вовсе исключить, считает заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко: «Поэтапное обновление станций на Дальнем Востоке вполне реализуемо за счет местных тарифов, бюджетной помощи и прибыли «Русгидро».

С 2017 г. цены на электроэнергию в ДФО устанавливаются на среднероссийском уровне (4,69 руб./кВтч в 2019 г.). Разницу между установленным тарифом и стоимостью энергии генераторам компенсируют потребители ценовых зон через специальную надбавку к цене на мощность. Механизм действует до 2020 г., но в законопроекте предусмотрено его продление до 2028 г. Правительство должно утвердить критерии определения потребителей, для которых будет действовать сниженный тариф. Согласно поручениям президента на Госсовете в сентябре 2018 г., пониженный тариф смогут получать компании, присоединенные к сетям на низком уровне напряжения, реализующие инвестиционные проекты и обязавшиеся повышать энергопотребление. Из их числа исключили бюджетные организации.