Минэнерго хочет стимулировать производство и продажи новых турбин для электростанций
«Силовые машины» оценивали ранее такой проект в 15 млрд рублейМинэнерго готовит документацию для проведения конкурсных отборов мощности для строительства электростанций с инновационными турбинами. Об этом рассказал первый замминистра энергетики Алексей Текслер.
Когда конкурс будет объявлен и на какую мощность, Текслер не сказал. Но лишь отметил, что производители заявляют о необходимой мощности, «чтобы количество турбин было референтным». Доходность конкурсного отбора может быть установлена на уровне утвержденной программы модернизации ТЭС и составить 14%, добавил чиновник.
В конкурсах участвуют производители электроэнергии. Победители берут на себя обязательство построить или модернизировать энергоблоки с заранее оговоренными техническими характеристиками. Взамен государство гарантирует им определенную доходность.
Конкурсы на новую генерацию разработали для строительства электростанций в регионах с дефицитом энергии. В 2017–2018 гг. механизм применялся дважды для строительства электростанций в Крыму и на Тамани. Новый конкурс может пройти для регионов, в которых нет дефицита мощности.
Сейчас в России турбины для электростанций производят «Русские газовые турбины» (совместное предприятие General Electric, «Интер РАО» и «Объединенной двигателестроительной корпорации»), «Уральский турбинный завод» (49% принадлежит «Ренове», 20% у председателя совета директоров «Ротек» Михаила Лифшица, 16% – у предпринимателя Евгения Белова и 15% – «Легаси медиа»), «РЭП холдинг» («Газпромбанк»), «Силовые машины» Алексея Мордашова и «Сименс технологии газовых турбин», в которой 65% принадлежит Siemens и 35% – «Силовым машинам». О намерении разработать экспериментальную турбину пока заявляли только в «Силовых машинах».
«Силовые машины» производят паровые и гидравлические турбины мощностью до 1,2 ГВт. У компании была опытная разработка турбины мощностью 65 МВт (ГТЭ-65 образца 2004 г.). В 2011 г. такую турбину установили на ТЭЦ-9 «Мосэнерго». Но уже в 2012 г. экспериментальную турбину демонтировали, заменив на итальянский аналог производства Ansaldo. Компания хочет разработать газовые турбины мощностью 65 МВт и 170 МВт. Мордашов оценивал проект в 15 млрд руб. и просил правительство выделить половину этой суммы из бюджета. Чтобы проект окупился, компания просила обеспечить рынок сбыта на 1,4 ГВт в рамках программы модернизации ТЭС (т. е. 21 турбина мощностью 65 МВт и 8 – 170 МВт).
Но разработка новых турбин займет очень много времени, отмечает старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. От начала научных исследований до появления первых образцов экспериментальных турбин может потребоваться до пяти лет, еще несколько лет может занять выход на коммерческую эксплуатацию.
«Сименс технологии газовых турбин» производит турбины мощностью 187 МВт и 329 МВт. Но производство локализовано на 62%, а основные агрегаты импортируются. Siemens думает над тем, чтобы в течение нескольких лет довести локализацию до 100%.
КПД новых турбин с парогазовым циклом превышает 50%, тогда как у ныне используемых с паросиловым – не более 35%. Но и стоят первые на 30–40% дороже, поэтому у них небольшие шансы пройти по конкурсу в стандартных условиях, считает партнер практики «Электроэнергетика» Vygon Consulting Алексей Жихарев: «У правительства всегда есть возможность включить «инновационные» проекты в программу по специальной квоте вне конкурса до 15% общей модернизируемой мощности».
Производители электроэнергии не могут в одиночку принимать на себя риски, связанные с использованием экспериментального оборудования, передал через представителя директор по экономике и тепловым узлам «Т плюса» Александр Вилесов. Его компания рассмотрит возможность участвовать в конкурсе и применять инновационные российские турбины при модернизации, «если будет разработан механизм солидарной ответственности производителей». «С другой стороны, для «Т плюса» в приоритете когенерация [предусматривающая производство тепла и электроэнергии], а это значит, что нам прежде всего интересны ГТУ мощностью не более 150 МВт».
Гарантия возврата инвестиций за использование экспериментальных турбин компенсирует генерирующим компаниям риски, связанные с «детскими болезнями» нового оборудования, считает Мельников: «В то же время, если источником этих гарантий будут служить только платежи потребителей электроэнергии, то производители турбин потеряют стимулы к выводу своих машин на конкурентный рынок – ведь в таком случае основное значение будет иметь факт поставки на станцию и факт ее пуска, а не надежная работа в течение всего жизненного цикла».
Сейчас использование механизма конкурсного отбора с российскими турбинами только обсуждается, параметры отбора и определение конкретных районов генерирующих объектов находятся в ведении Минэнерго России, рассказал представитель Минпромторга.
«Минпромторг России считает, что данный механизм позволил бы получить отечественным головным образцам газовых турбин большой мощности необходимый опыт промышленной эксплуатации и обеспечить развитие компетенций в области газотурбинных технологий», – сказал представитель ведомства.
Исправленная версия. Добавлен комментарий представителя Минпромторга, который ответил на запрос «Ведомостей» после публикации материала.