Минэкономразвития против «продуктовой ЕГАИС» для молочных компаний

Распространение на них системы «Меркурий» грозит многомиллиардными затратами
Введение системы «Меркурий» на готовую молочную продукцию может привести к издержкам бизнеса
Введение системы «Меркурий» на готовую молочную продукцию может привести к издержкам бизнеса / Евгений Разумный / Ведомости

«Ведомости» ознакомились с заключением Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия предложения Минсельхоза включить некоторые готовые продукты животного происхождения в систему электронной ветеринарной сертификации (ЭВС). Содержание заключения на проект приказа Минсельхоза подтвердил чиновник финансово-экономического блока. Минсельхоз получил заключение, подтвердил его представитель. Его коллега из Минэкономразвития отказался от комментариев. Окончательная позиция будет сформирована в пятницу после итогового совещания с бизнесом, уточнил федеральный чиновник.

ЭВС заработала в России с 1 июля – сельскохозяйственное сырье, некоторые готовые продукты животного происхождения и некоторые злаки должны сопровождаться электронными ветеринарными сертификатами. Они оформляются в системе «Меркурий», которую бизнес прозвал «продуктовой ЕГАИС». Ее оператор – Россельхознадзор.

С запуска системы бизнес и чиновники спорят, должна ли попадать в систему готовая молочная продукция. Против – крупнейшие переработчики, в частности Danone и PepsiCo. В итоге из перечня товаров, подлежащих ЭВС с 1 июля, молочные продукты были исключены. Но вскоре Минсельхоз вернулся к идее подключить молочников к «Меркурию» и опубликовал новый проект поправок, убрав исключение из перечня готовой молочной продукции (молоко, сливки, сыры, творог).

Информации о том, что готовая термически обработанная молочная, мясная, рыбная продукция несет ветеринарные риски, нет, пишет замминистра экономического развития Савва Шипов. Предложение недостаточно обосновано и приведет к избыточной нагрузке на бизнес, заключает он и оценивает дополнительные затраты на 1 кг продукции в 4,4 руб. Например, для «Вимм-билль-данна» (входит в PepsiCo) затраты на интеграцию, изменение логистики, транспортные средства, склады составят более 2,3 млрд руб. в год, пишет Шипов, еще более 1 млрд руб. капзатрат потребуется на подготовку к исполнению всех требований. Представитель PepsiCo подтвердил, что предоставлял данные Минэкономразвития, но цифры не уточнил.

Дополнительное программное обеспечение обойдется самому крупному предприятию в 2 млн руб. максимум, это единоразовые затраты, спорит представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, а 4,4 руб. компания дополнительно потратит, если заменяла молочный жир растительным.

Сама система «Меркурий» недостаточно готова для сертификации готовой молочной продукции, пишет Шипов. У нее есть резервы, позволяющие обработать дополнительные запросы, спорит Мелано. «Меркурий» работает эффективно, жалоб от производителей сельхозпродукции нет, согласна представительница профильного вице-премьера Алексея Гордеева. Минсельхоз сейчас разрабатывает систему поэтапного внедрения ЭВС для готовой молочной продукции, говорит его представитель.

Без положительной оценки от Минэкономразвития Минюст не согласует проект, объясняет член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов, должны пройти совещания у профильного вице-премьера и, если ведомства не договорятся, Минсельхозу придется изменить проект.

Минпромторг в качестве альтернативы предлагал ввести цифровую маркировку для молочной продукции. Ее оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Вскоре начнется добровольный эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, он завершится до конца 2019 г., передал через представителя замминистра промышленности Виктор Евтухов. В ближайшее время Гордеев должен принять окончательное решение, как будет работать система, говорил он на форуме в Сочи.

ЦРПТ готов к старту пилота и тестирует способы маркировки, говорит представитель ЦРПТ. Есть возможность интеграции, при которой «Меркурий» отслеживает информацию от поля до комбината, а готовая продукция уже прослеживается до потребителя при помощи маркировки, отмечает он. Кроме обеления рынка и поддержки добросовестного бизнеса маркировка улучшает логистику и внутренний учет компаний, упрощает документооборот, позволяет снять лишние барьеры, перечисляет Евтухов, потребитель же получит гарантию подлинности продукции. Проблем с сопряжением с системой «Меркурий» не будет, уверен он.

PepsiCo готовится к эксперименту по маркировке, параллельно обсуждая с Минсельхозом проблемы ЭВС, говорит представитель компании. Маркировка более информативна для потребителя, бизнеса и государства и позволит избежать рисков в логистическом звене, отмечает он. Но альтернативой ЭВС она быть не может, спорит Мелано, она не решает проблемы прослеживаемости продукции от поля до прилавка и не может проконтролировать состав продукции. Когда маркировка будет полноценно работать, можно будет сравнивать системы, говорит представительница Гордеева. Представитель Danone на запрос не ответил.