Минсельхоз вернулся к идее ввести «продуктовую ЕГАИС» для молочных продуктов

Ее отмены больше года добивались Danone и PepsiCo
Россельхознадзор допускает вариант, при котором у производителей молочной продукции будет выбор — пользоваться маркировкой или оформлять ветсертификаты в «Меркурии»/ Евгений Разумный / Ведомости

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев допустил, что молочная продукция все-таки будет включена в систему электронной ветсертификации (ЭВС), сообщила пресс-служба Минсельхоза со ссылкой на министра. «Сегодня некоторые виды готовой продукции – например, сметана, йогурты, кефир – не подлежат сопровождению ветеринарными документами. В настоящее время мы анализируем ситуацию и рассматриваем возможность возврата к идее включить такую продукцию в систему электронной ветсертификации», – сказал Патрушев.

С 1 июля 2018 г. ветеринарные сопроводительные документы для сырья и готовой продукции оформляются в системе «Меркурий». Ее цель – проследить путь продукции от поля до прилавка, основной идеолог системы – Россельхознадзор. В частности, она позволяет более эффективно выявлять фальсификат, объясняла служба. В системе уже зарегистрировано около 750 000 пользователей, добавил министр.

Сейчас «Меркурий» учитывает всю готовую продукцию животного происхождения, за исключением молочных продуктов в потребительской упаковке. Крупные переработчики молока, в числе которых Danone и PepsiCo, больше года боролись с инициативой использовать ЭВС для молочных продуктов. Cистема несовершенна, продукция не несет ветеринарных рисков, указывали они и предупреждали о возможных перебоях в поставках с началом действия системы. В итоге в последний момент молочную продукцию исключили из перечня продукции, подлежащей ЭВС. В связи с чем государство снова решило вернуться к идее применения ЭВС для молочных продуктов, представитель Минсельхоза не уточнил.

В качестве альтернативы Минпромторг предлагал маркировку молочной продукции. Минпромторг планирует запустить добровольный эксперимент по маркировке готовой молочной продукции с декабря 2018 – января 2019 г., сообщил «Ведомостям» представитель министерства. «Сейчас согласуются все необходимые документы и нормативные акты. Основные игроки рынка – производители молочной продукции уже заявили о готовности участвовать в эксперименте», – добавил он. Вся нормативная база и правила вырабатываются совместно с бизнесом, заверил он: «После эксперимента будет введена обязательная маркировка готовой молочной продукции».

Сейчас на ряде молочных предприятий уже идет пилотный проект маркировки, рассказал Артем Белов, исполнительный директор Союзмолока, в который входят Danone, PepsiCo, Valio, «Карат» и др. Пилотный проект реализуется совместно с Центром развития перспективных технологий (50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у «Ростеха» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого).

Система маркировки, которая предлагается в качестве альтернативы ЭВС, оказалась дорогостоящей для большинства производителей молочной продукции, сказала «Ведомостям» представитель Россельхознадзора Юлия Мелано. По ее словам, такие сообщения поступали, в частности, от Молочного союза России. Производители просят предоставить альтернативное решение для прослеживаемости молочной продукции, добавляет Мелано. Пока нет решения этой проблемы, говорит Мелано. Председатель совета – директор Молочного союза России Людмила Маницкая подтвердила, что союз обращался с таким предложением. Союзмолоко таких предложений не делал, говорит Белов. Оценить, какая система прослеживаемости обойдется бизнесу дороже и окажется эффективнее, можно будет по результатам пилотного проекта, считает он.

До завершения тестов и изучения нюансов производства сложно говорить о сумме необходимых инвестиций, говорит представитель ЦРПТ. Дополнительные затраты могут быть минимальными: в силу технологичности отрасли, большая часть производителей может быть оснащена необходимым оборудованием — принтерами и сканерами, сообщил он.

Россельхознадзор допускает вариант, при котором у производителей молочной продукции будет выбор – пользоваться маркировкой или оформлять ветсертификаты в «Меркурии» – в зависимости от того, какой вариант окажется удобнее.

Danone поддерживает позицию Союзмолока, говорит представитель компании. Представитель PepsiCo отказался от комментариев.